Клин звучит без фальши

Добавлено 05 мая 2015

Сыграть в честь юбилея Чайковского приехали лучшие музыкальные коллективы

В Клину отметили день рождения Чайковского по старому стилю
Чтобы выступить на приуроченном к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского музыкальном фестивале, который в эти дни проходит в подмосковном Клину, Венский филармонический оркестр поменял свой гастрольный график. Поначалу организатором фестиваля это казалось невозможным.

— Но большая часть моей музыкальной жизни связана с русской музыкой и в особенности с Чайковским. Возможность побывать там, где он жил, дает мне вдохновение, чувство еще большей близости к его музыке, — объяснил решение сдвинуть гастроли дирижер Венского филармонического оркестра Риккардо Мути.

Выступил на фестивале и большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Солировал пианист Кирилл Герштейн. Они сыграли первый концерт для фортепиано с оркестром, причем не в общепринятой редакции. «К сожалению, сегодня везде и всюду первый концерт звучит не совсем так, как его сочинил Петр Ильич. У нас он прозвучал в авторской редакции. Именно Кирилл Герштейн впервые записал эту редакцию — и это единственная запись в мире, которая сейчас существует», — отметил художественный руководитель фестиваля Андрей Головин. Клин — не единственный город, близко связанный с творчеством Чайковского. Композитор слыл заядлым путешественником, много жил и преподавал за рубежом. В доме, с которого начинается мемориальный музей-заповедник в Клину, Чайковский вообще прожил всего полтора года. Но именно в этой усадьбе были написаны 18 пьес для фортепиано, вокальный квартет «Ночь», шестая симфония и партитуры третьего фортепианного концерта. И именно здесь удалось сохранить тот непередаваемый колорит жизни русского композитора, который позволил ощутить особую сопричастность к великой музыке итальянскому дирижеру Мути.

Заслуга в том, что первый международный фестиваль имени Чайковского проходит в Клину, — коллективная. Не стекались бы потоком желающие посетить мемориальный музей-заповедник композитора, если бы не его коллектив во главе с директором Галиной Белонович. За много лет они, кажется, собрали все до последней песчинки с сапог композитора — но до сих пор умудряются пополнять музей новыми экспонатами. Последним стало появившееся как раз перед фестивалем письмо Чайковского к главному дирижеру императорского Мариинского театра Эдуарду Направнику, датированное 1891 годом.

Именно в Клину удалось сохранить непередаваемый колорит жизни русского композитора

Письмо за свой счет приобрела в антикварном магазине и подарила музею глава Клинского района Алена Сокольская. Она же подвигла местных жителей на благоустройство парка в Майданово — еще одной клинской усадьбы, где Чайковский останавливался, приезжая в город. Сама усадьба, увы, не сохранилась, а парк совместными стараниями власти и жителей воссоздан в точном соответствии с временем, когда по нему прогуливался Чайковский. Даже лебедей, которыми он любовался на прогулках, в парковый пруд запустили.

— Первый международный фестиваль Чайковского — это пробный шар. Думаю, мы можем дерзнуть и сделать так, чтобы фестиваль имени русского композитора гремел по всему миру. Нет сомнений, что каждый год в Клин будут приезжать все больше ценителей русской культуры, — сказал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, открывая фестивальные мероприятия.

Ирина Рыбникова
«Российская газета» — Федеральный выпуск № 6665 (94)

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору