Композитор Эльмира Галимова: «Главная задача музыки — вывести на эмоции»

Добавлено 03 ноября 2015

Миляуша Таминдарова (дирижер), Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор), Камерный оркестр «La Primavera»

На сегодняшний день Эльмира Галимова — один из самых известных татарских композиторов. Именно она успешно представляет Татарстан на всероссийском и международном уровне, являясь лауреатом и участницей огромного количества самых престижных конкурсов и фестивалей (Международный фестиваль современной музыки ISCM, Международный конкурс композиторов имени Жиганова, Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия»). Именно её музыка звучала на торжественной церемонии открытия памятника Тукаю в Москве. А в 2013 году Эльмира Галимова удостоена республиканской премии имени Джалиля.

Удивительно разносторонний человек, композитор, исполнительный директор Казанского камерного оркестра LaPrimavera, научный сотрудник отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова Академии наук РТ Эльмира Галимова рассказала KazanFirst о том, как рождается музыка, и о причинах негативного отношения к татарской эстраде. А также — как правильно реагировать на критику, и возможно ли совместить творчество, науку и организаторскую деятельность.

— Допускаете ли Вы, что могли бы и не стать профессиональным композитором? Чем бы тогда занимались?

— Конечно, допускаю. В школе я очень удачно играла в детском театре. Но с возрастом актёрские способности как будто утратились. Сейчас я абсолютно не умею врать и казаться той, кем не являюсь, поэтому хорошо, что я не пошла по этому пути. Также я очень интересовалась журналистикой и неплохо писала. Но уже к концу девятого класса, когда передо мной встал выбор будущей профессии, музыка поглотила меня настолько, что ни о чём другом я уже думать не могла. А вообще, если бы у меня не было таланта к музыке, я бы стала, наверное, многодетной мамой. Мне кажется, быть матерью — главная роль в жизни женщины. И если бы каждый из моих 5-ти — 6-ти детей стал Личностью с большой буквы и мог бы приносить пользу нашей стране и обществу в целом, — я была бы абсолютно счастливой!

— Сегодня Вы не только композитор, но и научный сотрудник, исполнительный директор оркестра. Как удаётся совмещать творчество, научную и организаторскую деятельность? Это ведь абсолютно разные сферы!

— Перестраиваться очень сложно. Днём я занимаюсь важными проблемами жизнедеятельности камерного оркестра LaPrimavera, организаторской деятельностью. Вечером, приходя домой, делаю уроки с дочкой и пью чашку кофе. Для меня этот ритуал как щелчок, которым я переключаюсь на «приоритет сегодняшнего дня»: пишу музыку или занимаюсь научной работой. Отказаться от чего-то я не могу.

— Эльмира, если размышлять глобально, какое место сегодня занимает музыка в жизни рядового человека?

— В современном ритме мегаполиса человек постоянно находится под напряжением. Именно в музыке многие находят своё успокоение, заполняют пустоты в своей душе и зачастую выходят из зала, излечившись от душевных недугов и найдя ответы на давно волнующие вопросы. Я считаю себя счастливым человеком, и благодарна Богу за то, что могу уйти от повседневности в мир Музыки и творить в нём, ведь это дано не каждому. В эти моменты для меня не существует ни проблем, ни суеты- я слушаю только себя.

— Насколько современная молодёжь готова к восприятию классической музыки и насколько заинтересована в ней?

— Я убеждена, что в зал классической музыки можно привести абсолютно любого слушателя. При безупречном исполнении и правильной подаче, каждый захочет вернуться снова. Другое дело, что сегодня одной только музыкой мало кого удивишь. Поэтому очень актуальным становится синкретизм, благодаря которому в едином действе воплощается и театр, и музыка, и хореография. Да, был период, когда классическая музыка была чисто элитарной, и интерес к ней проявлял лишь узкий круг слушателей. Сегодня это не так. Сейчас молодёжь очень увлекающаяся и многосторонне развитая.

— А Вы сами, помимо классики, какую музыку предпочитаете?

— Я человек разносторонний, занимаюсь и музыкой, и наукой, и организаторской работой, и семье посвящаю много времени. Поэтому и музыку люблю очень разную, под стать своему настроению. Единственно, негативно отношусь к современной татарской эстраде.

— Удивительно, если честно. Ведь Вы сами писали музыку и песни для многих татарских звёзд и долгое время даже исполняли свои песни.

— Да. Но последние несколько лет я взяла паузу для размышлений. Сейчас переломный момент, когда должно уйти «ум-па-па» и бессмысленная мишура и прийти новое веяние — сочетание европейской музыки с национальным колоритом. Сумеем ли мы это сделать? Покажет только время. Для меня татарская эстрада сегодня вообще больной вопрос. Мы с мужем раньше часто пели дуэтом и давали сольные концерты, а сейчас нередко на эту тему спорим.

— А какие Вы сами видите пути выхода из ситуации, сложившейся на татарской эстраде?

— Мне кажется, Министерство культуры должно ввести систему лицензирования, проверки образования музыкантов и подачи качественной музыкальной продукции, чтобы профильтровать огромное количество псевдо-певцов с компьютерными голосами и полным отсутствием таланта.

— А на российской эстраде разве не то же самое? Тоже ведь хватает «ум-па-па» и псевдо-певцов?

— Я бы так не сказала. Там всё более централизовано. Есть «акулы», которые рулят шоу-бизнесом, но они обладают хорошим вкусом и не плодят вокруг себя «карасей». Пусть и у нас будет элита. Главное, чтобы это были настоящие профессионалы.

— Эльмира, рядовому человеку, ненаделённому талантом очень сложно понять, откуда берётся и как рождается музыка. Приоткроете завесу тайны?

— Когда мне было три года, родители купили мне детское пианино. Под крышкой маленького инструментабыли изображены ноты, и я упросила маму купить мне книжку нотной грамоты. Изучив с мамой брошюру, и нажимая на клавиши, я узнала в нотах песню «Пусть всегда будет солнце». Потом, читая любое стихотворение, я всегда пыталась его напеть. Далее, уже когда я училась в музыкальной школе, на уроке сольфеджио нам дали задание написать песню. Я очень любила своего кота и, долго не думая, написала песню про кота. Учительница была шокирована и сказала: «Может ты и про маму напишешь? Маму, наверное, еще больше любишь?». Я нашла стихи и написала очень трогательную песню. Мне тогда было 9 лет. Когда я садилась за инструмент, внутри как будто кто-то напевал мне музыку. Сейчас это уже выработанная методика. Я пишу без инструмента, за компьютером. Для меня главное — посмотреть на нотный стан, — тогда внутри сразу же начинает звучать музыка. Как это и почему? Я не могу объяснить.

— Что вдохновляет Вас на создание музыки?

— Всё, что меня окружает, конечно. Порой самые бытовые картины или истории. Моя семья, любовь, моя дочка, благодаря которой я задумываюсь об истинной женственности, о роли мамы. А ещё — море, стихия. В отпуске, пока муж с дочкой еще спят, я каждый день встаю в 6 утра, выхожу из отеля, захожу по колено в воду, сажусь на дно моря и подолгу смотрю на волну. В голове начинают возникать мысли, задумки, перед глазами встают образы.

— Насколько для Вас важна национальная составляющая в творчестве?

— Для меня очень важно, чтобы меня воспринимали именно как татарского композитора. Пусть это и банально, но я считаю, что пропагандировать в своей музыке национальную составляющую — мой долг. Поэтому в моей музыке часто встречаются сюжеты из истории татарского народа, присутствует татарский колорит. И я очень горжусь, когда мне выпадает честь представлять нашу республику на российских конкурсах и фестивалях и на международном уровне.

— Как Вы относитесь к критике в адрес своего творчества?

— Я сама для себя очень жёсткий критик. И постороннюю критику воспринимаю вполне адекватно, стараюсь прислушиваться, потому что главная задача музыки — вывести на эмоции. А я пишу для людей, значит должна к ним прислушиваться. Как-то моя подруга после премьеры моего сочинения («Рапсодия» для баяна и камерного оркестра) сказала, что от моей музыки у неё заболела голова. Я безумно расстроилась, хотя слушатели в зале и коллеги приняли новое сочинение с огромным интересом и бурными аплодисментами, исейчас это сочинение нашло своё воплощение на многих фестивалях и стало репертуарным. В этот день моё задумчивое настроение заметил дирижёр концерта Рустем Абязов и сказал: «Ну это ведь хорошо, если от твоей музыки у кого-то заболела голова — значит она вызывает эмоции!». И я поняла, что если человек высказывается, пусть неоднозначно, значит моя цель достигнута, и мою музыку действительно услышали, тем самым она привела человека к раздумьям. Это самое главное для меня — быть услышанной.

— Расскажите о своей авторской концертной деятельности.

— В 2010 году в рамках симфонического концерта я познакомилась с Рустемом Юнусовичем Абязовым, он дирижировал всей симфонической программой. И, послушав мою музыку, он сказал, что она непременно должна исполняться, и мне нужно работать над собой, писать произведения в разных жанрах. И в том же году состоялся мой первый авторский концерт. Это была моя первая работа с камерным оркестром LaPrimavera и хором Миляуши Таминдаровой, который исполнил ораторию «ИзгеЯдкәр» для солистов, чтеца, хора и камерного оркестра, «Этно-фантазию» для саксофона и камерного оркестра и «Камерную симфонию» в четырёх частях. Перед вторым авторским концертом я осознавала, что это должен быть шаг вперёд и сочинила арт-оперу «Крыло Сююмбике». Мне попался сценарий Флюры Янышевой на русском языке, никто из моих знакомых татарских поэтов не взялся его перевести, и я сделала перевод сама. Произведение получилось абсолютно новаторским. Жанр арт-оперы — синтез театрального, поэтического действа, оперного искусства и хореографии, исполненной пластическим балетом «Пантера». Было очень много сложностей в концертной постановке, солистка пела с температурой 38 и на два месяца потеряла голос, я чувствовала себя дико виноватой. Но все усилия были недаром — зрители прекрасно приняли нашу работу. Третий концерт мыпровелис маэстроБениамином Юсуповым — известнейшим израильским композитором, с которым мы познакомились на фестивале «Европа-Азия».

— Не боялись, что вас будут сравнивать?

— Конечно, я могла бы выбрать кого-то поскромнее. Но я человек рискованный, авантюрный. И ни разу не пожалела. Концерт получился очень интересным, зрители были в восторге. И, благодаря прекрасному исполнению LaPrimavera под руководством Рустема Абязова, пропасть между нами как маэстро и молодым композитором, практически отсутствовала. Это был диалог двух культур. Количество слушателей на моих авторских концертах увеличивалось с каждым разом, третий концерт прошёл при полном аншлаге. Надеюсь, зал будет полон и на следующем концерте, который состоится уже в декабре. Ведь если слушатели и профессионалы приходят на мои концерты, значит я на правильном пути. Для меня это главное.

Александра Новикова — Казань

kazanfirst.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору