Концерт «В острых ритмах»

Добавлено 12 февраля 2018 Marina Andreykina

Наталья Ткаченко (вокал), Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Марина Андрейкина

Настоящим сказочным подарком белгородским любителям музыки стал концерт «В острых ритмах» Белгородской государственной филармонии, состоявшийся в Крещенский сочельник 18 января.

В концертной программе приняли участие ведущие коллективы филармонии: оркестр русских народных инструментов, главный дирижёр — заслуженный работник культуры Р Ф Евгений Алешников, камерный хор, главный дирижёр — Елена Алексеева, ансамбль танца, главный балетмейстер — Александр Манжола, а также солисты: лауреаты международных конкурсов Вера Токаева (малая домра), Юрий Фукалов (балалайка прима), Андрей Иванов (баян), Ирина Литвинова (фортепиано), Александр Тимотич (контратенор). Ведущая концерта — Ирина Точитская.

Концерт восхитил слушателей целым рядом премьер, удивительным мастерством солистов-исполнителей, среди которых главным стержнем программы стало выступление заслуженного артиста России, виртуозного исполнителя на балалайке-контрабасе из Санкт-Петербурга Михаила Дзюдзе.

Присутствие этого известного на весь мир музыканта задало концерту тональность небывалого творческого эксперимента, ведь Михаил Дзюдзе является одним из основателей «Терем-квартета» — петербуржского коллектива исполнителей на народных инструментах, которые вот уже 30 лет успешно развивают музыкальное направление классик кроссовер (смешение различных стилей) на концертной эстраде.

Программа была составлена из произведений, в каждом из которых присутствовал дух новаторства, эксперимента, безграничной фантазии, а также огромный заряд веры в неисчерпаемые возможности исполнительства на народных инструментах.

Безусловно, сама личность главного гостя концертной программы и идея, которую он транслирует своим творчеством — вывести контрабас-балалайку на концертную эстраду в качестве сольного инструмента — ломает все стереотипы об этом далеко не сольном в привычном восприятии инструменте.

Но в руках мастера, искренне верящего в свой инструмент и его возможности, раскрывающего слушателям эту веру исполнением каждого звука, каждого жеста, инструмент будто бы сам преображается и раскрывает слушателям свои непознанные глубины. Этой верой как по цепной реакции проникаются и композиторы, которые с воодушевлением берутся за создание соответствующего сольного репертуара. К концу концерта все слушатели в зале были убеждены, что контрабас-балалайка — такой же прекрасный и перспективный инструмент, как и все, которые мы привыкли считать солирующими.

Таким образом, слушатели стали свидетелями творящейся на наших глазах истории исполнительства: ведь по мере формирования симфонического оркестра в XVIII веке каждый из инструментов постепенно «завоевывал» свою сольную и образную репутацию. Так, например, классический контрабас поначалу не имел своей отдельной партии в группе струнных, а дублировал партию виолончелей. А на сегодняшний день контрабас заслужил самое полноценное внимание композиторов.

В концерте «В острых ритмах» прозвучали произведения как специально созданные для оркестра народных инструментов, так и аранжированные авторами или участниками оркестра специально для данного концерта и солистов.

Открылся концерт произведением московского композитора Дмитрия Калинина, которого связывают с ОРНИ БГФ давние творческие узы, «Веретено времени», специально инструментованным автором для белгородского оркестра. В смешении фольклорного и рок стилей в оркестровом звучании был воссоздан образ времени — постоянно пульсирующей в повторяющемся ритмическом рисунке одновременно с изменяющейся фактурой и тембрами инструментов, звуковой ткани.

В полном соответствии с названием пьесы время предстало перед слушателями как некая спираль, находящаяся в безостановочном вращении. Эффекту выхода за грани земного бытия, некой «космичности» главного образа, способствовало световое сопровождение музыки. Характер этого произведения как будто утверждал идею: время ни на миг не останавливается, и вослед его течению меняется все вокруг. И меняются наши представления о музыке и инструментах — добавим мы.

Знакомство публики с Михаилом Дзюдзе началось с популярного репертуара — пьесы Э. Грига «В пещере горного короля», которое в оригинале как раз начинается со звучания виолончелей и контрабасов в низком регистре. В прозвучавшей аранжировке Михаил Дзюдзе предстал перед слушателями с электронным вариантом балалайки-контрабаса, моментально создав представление о низком, фантастическом звучании своего инструмента. Оркестр народных инструментов в этой пьесе раскрыл возможности симфонического звучания. Образ пляски нечистой силы, заложенный автором, был усилен ритмом болеро в финале произведения.

Знакомство с возможностями балалайки-контрабаса продолжилось исполнением оригинального произведения санкт-петербуржского композитора Евгения Петрова «Фильм-концерт», в котором в качестве сольных инструментов выступили фортепиано (Ирина Литвинова) и классический вариант балалайки-контрабаса. Исполнение стало премьерой редакции для данного состава. Свое исполнение Михаил Дзюдзе посвятил сыну (ему в этот день исполнилось 18 лет), профессиональный выбор которого связан именно с кинематографом.

Форма произведения, его драматургия естественно наводили на мысль о развитии захватывающего киносюжета в жанре триллера, чему немало сопутствовали ритмичные ходы контрабаса. Как и в любом фильме, в произведении нашлось место и лирическому эпизоду, в котором балалайка-контрабас предстала в качестве таинственного и загадочного тембра. Сочетание солирующего рояля и балалайки-контрабаса вносило в произведение неповторимый драйв, как это бывает между мужчиной и женщиной, так как каждый из этих инструментов нес ярко выраженное начало: мужское (балалайка-контрабас) и рояль (женственное).

Это в полной мере нашло свое отражение в каденциях солистов. В заключительном разделе солирующие инструменты слились в общем мелодическом рисунке — лирическая линия киносюжета завершилась счастливо, а вот концовка всего «Концерта» была подобна разбившемуся стеклу — кинофинал явно нельзя назвать счастливым.

Следующим номером программы, знакомящим белгородцев с современной композиторской школой Санкт-Петербурга, стала фантазия «Утес» Евгения Петрова на популярную русскую песню. Ее исполнили оркестр, камерный хор БГФ и Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас).

Выбор этого необычайно живописного произведения также был неслучаен: одним из жизненно важных увлечений Михаила Дзюдзе является живопись, в его активе — персональная художественная выставка. Здесь балалайка-контрабас раскрыла свои возможности ансамбля с хоровым коллективом как певучего мелодического голоса, сливающегося по звучанию с басовой группой смешанного хора.

Потрясающим открытием и фурором для белгородской публики стало исполнение 2-х песен из вокального цикла еще одного петербуржского композитора Антона Танонова «Легенда о двойнике» на стихотворения московского поэта Григория Аросева, замысленного как парафраз на вокальные циклы Шуберта.

В этом цикле по замыслу композитора шубертовские песни должны чередоваться с авторскими. Солистом выступил солист БГФ и оперы Белграда (Сербия), обладатель оригинального голоса — контратенор — Александр Тимотич. Песня «Портрет» — произведение уникальных сочетаний: хорового пения, волшебного фантастического фона оркестра и просто космического тембра солиста.

«Дождь слез» прозвучал в духе старинной ирландской баллады — в унисонном звучании хоровых партий, острых синкопированных ритмов. Приём произведения публикой подтвердил, что новые музыкальные горизонты весьма по вкусу белгородцам. В ответ на несмолкающие аплодисменты главный дирижер оркестра Евгений Алексеевич Алешников уверил публику в намерении подготовить все песни цикла к будущему сезону.

В завершение первого отделения концерта прозвучала еще одна премьера — удивительное произведение «Колядки-загадки» Антонины Ростовской, тоже автора из Санкт-Петербурга. Исполнителями выступили камерный хор, чтецы и ОРНИ. Исполнение произведения напомнило всем в зале что Святки — удивительное время, в которое происходят всевозможные чудеса.

Это совершенно неповторимое по замыслу, близкое подлинному народному творчеству произведение погрузило слушателей в атмосферу семейного тепла, добра, уюта. Музыкальная ткань сопровождения была соткана из мелодий, близких к народным, а в тексте сочетались прибаутки, заклички. Звуковая картина буквально «рисовала» сценку перехода исполнителей колядок от хаты к хате в те вечера, когда все двери, все сердца распахнуты навстречу новой радости, новому свету.

Также доверительно артистам распахнулись и сердца белгородской публики, которая с детской доверчивостью отвечала на загадки, заданные со сцены.

Во втором отделении к высококлассному исполнению ОРНИ и солистов добавились танцевальные постановки Ансамбля танца БГФ под руководством Александра Манжолы. Оригинальная хореография, несомненно, украсила уже знакомые белгородскому слушателю «Ирландские эскизы на русскую тему» М. Кузнецова. И рисунок танца, и звучание оркестра, в котором баяны подражали звучанию волынок, а ритм-группа — народным ударным инструментам северной Европы, создали колоритную этно-картину.

Также ярко украсила хореография дуэта Кристины и Александра Винаковых исполнение «Либертанго» Астора Пьяццолы в инструментовке Евгения Алешникова. Звучание народного оркестра в этой аранжировке перекликалось со звучанием состава ансамбля-квинтета самого Пьяццолы.

Последующие номера, в которых солистами выступили ведущие исполнители-солисты ОРНИ, помогли осуществить путешествие в разные культуры и музыкальные стили. Так, пьеса «Переполох в Триане» А. Белошицкого с соло-домрой Веры Токаевой перенесла слушателей в культуру Испании, ее темпераментных гитарных наигрышей. Солирующая домра выступила именно в гитарном амплуа, а все струнные инструменты оркестра как гитарный ансамбль.

Целая гирлянда латиноамериканских зажигательных острых ритмов буквально пронизала исполнение «Румбы» Бориса Мирончука. Солистом выступил баянист Андрей Иванов. Оркестр русских народных инструментов в этой пьесе звучал как настоящий джаз-бэнд.

Совершенно в неожиданном ракурсе на этом концерте раскрылись возможности звучания балалайки. Еще одно произведение Евгения Петрова «Астортанго» открыло новое амплуа балалайки как сольного инструмента для танго. Инструмент в руках солиста оркестра Юрия Фукалова звучал и щемящее трогательно, по-пьяццоловски, совершенно непривычно для традиционных представлений о нем. Такие типично «национальные» приемы игры на балалайке как бряцание, оказалось, вполне соответствуют томной экстравагантной природе танго. Композитор мастерски использовал для танго способность балалайки «звучать из тишины».

К старым добрым советским временам вернуло слушателей обаятельное исполнение оркестром обработки песни «Ты — одессит, Мишка» А. Бызова. В этом произведении, как и в прозвучавшей за ним песне А. Зацепина на слова Л. Дербенева «Звенит январская вьюга», оркестр звучал в эстрадной манере. Солисткой выступила Наталья Ткаченко.

Заключительная часть концерта снова прошла под звуки балалайки-контрабаса. Популярная мелодия Г. Манчини «Розовая пантера» прозвучала в обработке, в которой эта тема переплелась с не менее популярными темами из «Каравана» Д. Эллингтона. Низкий глубокий тембр электронного балалайки-контрабаса усилил таинственность и загадочность основной темы, а полифоническое сочетание с темами «Каравана» придало музыке оттенок юмора.

Блестящим завершением концертной программы стало исполнение романса «Очи черные» в аранжировке А. Лаухина. Солист Михаил Дзюдзе не скупился на артистизм и виртуозность. Произведение раскрыло как возможности самой темы, которая варьировалась в разных стилях: кантри, джаз, буги-вуги, так и просто фантастические возможности балалайки-контрабаса, который к концу концерта в руках мастера высочайшего класса все уже воспринимали как скрипку в руках Николо Паганини или альт в руках Юрия Башмета.

Пиршество острых ритмов, торжество фантазии, бесстрашие творчества в постоянно меняющемся современном течении времени — вот далеко не полный список тех неповторимых впечатлений, которые вынесли слушатели с этого незабываемого концертного вечера. Благодарим музыкантов, солистов и организаторов за смелость в воплощении новых творческих проектов!

Специально для А-фишки, музыковед Елена Остер (фото Антона Черева)

Дата публикации: 19.01.2018

afishka31.ru/news/cu…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору