Концерт виртуозов

Добавлено 29 октября 2013 Гульнара

Юрий Нугманов (гитара), Камерный оркестр Игоря Лермана

14 марта в Доме-музее И. И. Шишкина прошёл необычный концерт. Он стал первым в новом проекте Елабужского государственного музея-заповедника, получившем название «Музыкальные вечера в музее».

В этот день в родовое гнездо великого художника приехали известные не только в нашей стране, но и за рубежом музыканты — гитаристы Юрий Нугманов, Павел Баталин и скрипач Алексей Кошванец (являющийся также профессором Московской консерватории и заведующим кафедрой музыкальной академии им. Гнесиных).

Все трое были участниками завершившегося накануне в Набережных Челнах музыкального фестиваля «Gloria», устроенного по случаю пятилетия органного зала, руководителем которого является Игорь Лерман (он же — художественный руководитель камерного оркестра «Провинция»). Вместе с ним и приехали в Елабугу именитые исполнители.

Концерт состоялся в парадной гостиной, где, по словам генерального директора музея-заповедника Гульзады Руденко, в XIX веке часто собирались гости. Здесь звучала музыка, песни, устраивались танцевальные вечера. В гостеприимном доме Шишкиных любила бывать Надежда Андреевна Дурова. Радушно встречали тут художников Карла Гуна, братьев Верещагиных и Первуниных. Отец Шишкина — Иван Васильевич — собирал различные музыкальные инструменты, а старший брат живописца Николай Иванович умел играть на многих из них и даже сам сочинял музыку к песням и романсам. Словом, союз муз царил в доме издавна.

Однако едва ли в этих стенах играли прежде столь выдающиеся музыканты.
Они не были одеты в парадные костюмы и от публики их отделяли буквально полтора-два метра. Всё это как-то сразу же сделало атмосферу по домашнему тёплой и непринуждённой. А близость к исполнителям позволяла видеть их вдохновенные лица и каждое движение рук, виртуозно владеющих музыкальными инструментами.

Концерт открыл Юрий Нугманов, сыгравший вариации на тему русской народной песни «Ивушка», романса «Я встретил вас» и собственное переложение для гитары вальса Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Последнее произведение прозвучало особенно впечатляюще, поскольку музыкант сумел с помощью единственной гитары отразить всю красоту и богатство мелодии, написанной для целого оркестра.

Павел Баталин покорил публику сольным исполнением «Фламенко». Его игра, сопровождавшаяся неподражаемой мимикой, казалась блистательной импровизацией, во время которой он и гитара словно сливались в единое целое.

По словам Алексея Кошванца, сольных произведений для скрипки за всю историю музыки было написано не так уж много. Он сыграл одну из наиболее сложных и глубоких мелодий — «Чакону» Иоганна Себастиана Баха. Закончив сольные партии, музыканты дали возможность зрителям насладиться гармонией созвучий двух гитар, гитары и скрипки, а в завершение импровизированного концерта втроём исполнили пьесу «Воспоминание об Альгамбри».

Гостиная музея не могла вместить много зрителей, но овации их звучали не менее громко, чем в больших залах. Артистам были вручены букеты роз и различные издания музея-заповедника, которые будут напоминать им о недолгом, но ярком пребывании в нашем старинном городе.

После концерта было подано шампанское и у публики появилась возможность пообщаться с музыкантами. Воспользовалась этим и я, задав несколько вопросов Игорю Лерману:

— Сегодняшним концертом мы обязаны вашему фестивалю. Расскажите, как он прошёл?


— По уровню музыкантов и коллективов такой фестиваль мог бы стать событием в любом культурном центре России и Европы. Среди его участников были такие феноменальные музыканты, как Народные артисты СССР дирижёр Юрий Симонов и скрипач Виктор Третьяков. В зале, рассчитанном на 800 мест, мы дали пять различных концертов и все они прошли с аншлагом.


— Очевидно, в этом большая заслуга вашего оркестра «Провинция», который сумел привить вкус к хорошей музыке челнинским слушателям.


— Трудно с этим не согласиться. Оркестр существует уже 21 год. Те дети, которым мы когда-то играли, выросли и уже приводят к нам на концерты своих детей, понимая, что в этой музыке есть огромный воспитательный момент.

Следующим моим собеседником был Алексей Кошванец:


— Вы играете не только в нашей стране, но и за границей. Могли бы вы сравнить музыкальные симпатии российских и зарубежных зрителей?


— Следует, во-первых, сказать, что сейчас в Европе гораздо больше образованных молодых людей, которые приходят на концерты. В этом — их плюс. Но у нас публика, видимо, интуитивно больше понимает в музыке и душевный диапазон её восприятия и чувствования гораздо шире. Европейцы привыкли к аккуратному, качественному, не сильно задевающему их эмоции исполнению. И это в общем-то понятно. Вся их жизнь достаточно спокойна, она обеспечена от рождения до старости. Я встречал, особенно в Скандинавии, удивительных зрителей. Смотришь на людей, видишь морщины и при этом выражение лица, как у ребёнка.


— Какие тенденции существуют сейчас в музыкальном мире?


— Основная тенденция очень простая. В двадцатом веке в искусстве было очень много «измов»: кубизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм… У нас также пробовали писать атональную и другую экспериментальную музыку. В лучшем случае от неё остались какие-то обрывки. К двадцать первому веку мы подошли в состоянии, когда главное, что ценится — это искренность высказывания. При этом для музыкальных репертуаров характерна полистилистика, если не сказать эклектика. То есть можно использовать всё, что накоплено. Важно, чтобы из этого получилось что-то органичное и искреннее. Мы возвращаемся к первоосновам, к истокам, что мне очень нравится. Это — некая общая тенденция не только в музыке, а вообще в искусстве.

Людмила Пахомова
журналист
http://elabuga.com/news_2010/march_2010/_concert.html

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору