Концерты классической музыки приносят Биробиджанской филармонии только убытки — директор

Добавлено 04 марта 2016

Биробиджанская филармония, Олег Полянский (фортепиано)

По словам Ирины Хозяйской, в областном центре себя окупают только выступления шоу-звезд

Серьезные музыкальные концерты в Биробиджанской областной филармонии привлекают слишком мало зрителей, отчего приносят одни убытки, считает директор культурного учреждения Ирина Хозяйская. Основную же прибыль филармонии приносят выступления звезд-однодневок. В проблеме «глухой провинциальности» биробиджанских зрителей попытался разобраться журналист газеты «Ди Вох» Михаил Клименков, сообщает ИА ЕАОMedia.

»Серьезные концерты в филармонии привлекают слишком мало зрителей

В проблеме попытался разобраться журналист «Ди Вох»

В конце сентября прошлого года в областной филармонии прошёл творческий вечер народного артиста РФ Стоянова. Сказать, что Юрий Николаевич популярен — ничего не сказать. И не только благодаря телепередаче «Городок». Он играет в театре, снимается в кино, ведёт передачи на телевидении. Мне кажется, трудно найти человека, который был бы к нему равнодушен, ещё труднее — относился к Стоянову отрицательно. Приезд такого артиста в Биробиджан — событие, аншлаг на которое, казалось бы, обеспечен.

В конце сентября прошлого года в областной филармонии прошел творческий вечер народного артиста РФ Стоянова. Сказать, что Юрий Николаевич популярен — ничего не сказать. И не только благодаря телепередаче «Городок». Он играет в театре, снимается в кино, ведет передачи на телевидении. Мне кажется, трудно найти человека, который был бы к нему равнодушен, еще труднее — относился к Стоянову отрицательно. Приезд такого артиста в Биробиджан — событие, аншлаг на которое, казалось бы, обеспечен.

ЗАЛ НА ЭТОМ КОНЦЕРТЕ, между тем, был заполнен лишь наполовину. При этом две трети присутствовавших прошли бесплатно. В кассах было продано всего 120 билетов, и чтобы не оконфузиться перед артистом, руководство филармонии пригласило инвалидов, военнослужащих и другие категории зрителей, которые готовы посещать зрелища, но не имеют денег, чтобы платить за вход.

Впрочем, не повезло в Биробиджане не только Стоянову. Чуть позже, в октябре, на фортепианном концерте японца Садакацу Цучида, обладателя первой премии Международного конкурса им. Сергея Рахманинова, большинство мест пустовало. Не заполнился даже партер на прошедшем в минувшее воскресенье выступлении Олега Полянского, которого знатоки называют «истинным поэтом фортепиано». А ведь музыканты такого уровня — редкие гости в нашем городе.

Не ломились зрители и на спектакли Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), Ярославского драматического театра, хотя подобные гастроли сейчас не просто редки — уникальны. Якутские артисты приехали к нам благодаря содействию полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, и в обозримом будущем театр вряд ли повторит гастроли. Не увидят больше биробиджанские зрители и спектакли ярославцев. Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, организовавший их приезд на Дальний Восток, обещает в этом году продолжить свою деятельность и включить Биробиджан в список городов, куда привезут лучшие российские спектакли. Но даже если наш город останется в проекте «Большие гастроли», это будут спектакли других театров.

Серьезные концерты в Биробиджанской филармонии привлекают слишком мало зрителей. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
БОЛЬШИНСТВО ГАСТРОЛЬНЫХ мероприятий проходят на сцене Биробиджанской областной филармонии. Учреждение это бюджетное, то есть расходы на ее содержание и основную деятельность предусматриваются в главном финансовом документе автономии. Но филармония может зарабатывать средства и сама. Разумеется, она получает задание на проведение культурных мероприятий, так сказать, собственного производства. Причем не только на своей сцене, но и в клубах, домах культуры области. Однако доходы от таких концертов, если они вообще получены, невелики.

Основную же прибыль приносит аренда зала гастролерами. Организацией концертов, антрепризой спектаклей в зале нашей филармонии сегодня занимаются преимущественно агентства Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Владивостока. Их главная цель — прибыль. Агентств таких много, число предложений велико. Но и срываются объявленные концерты очень часто. Только в последнее время не приехали Бабкина, Жасмин, Кормухина. Не увидят и не услышат биробиджанцы Малинина. Называю тех, на кого билеты раскупались достаточно активно. Часть концертов сорвалась из-за того, что желающих посетить их было слишком мало. Филармония от этого убытков не несет, разве что теряет прибыль, на которую рассчитывала.
— В среднем аренда зала под концерты или привезенные спектакли приносит нам порядка 40 тысяч рублей, — проинформировала директор филармонии Ирина ХОЗЯЙСКАЯ. — А если все билеты проданы, то и больше. Но таких мероприятий за последний год было всего два: концерты Валерия Леонтьева и шоу-балета «Тодес» под руководством Аллы Духовой.
Тем не менее, выступления так называемых шоу-звезд в Биробиджане себя окупают. При этом билеты на них — самые дорогие. В филармонии даже называли приемлемую для нашего массового зрителя цену: 1,7 тысяч рублей. Однако за концерт певицы Славы, ставшей известной благодаря песне «Одиночество-скука», нужно заплатить от 2,3 до 3-х тысяч рублей. И практически все билеты проданы.

На концерты и представления некоммерческого характера цены значительно ниже. Часть из них, как, например, гастроли якутских и ярославских артистов, спонсируются свыше. Некоторые приезды творческих коллективов и артистов состоялись по инициативе и на средства филармонии. Например, ансамбля гусляров «Живая вода».
— Берем, конечно, тех, кто не требует высоких гонораров, — говорит Ирина Хозяйская. — А концерты классической музыки приносят только убытки.
ЕКАТЕРИНА МАСЛОВА — внештатный распространитель билетов на творческие мероприятия в филармонии и Дворце культуры. Занимается она этим уже 10 лет. Дело хлопотное — ходить по предприятиям, организациям, учреждениям, а приработок к пенсии невелик. Но главное для нее — это возможность бесплатно посещать любые представления. Наибольшее удовольствие доставляют ей концерты классической и народной музыки. При этом специального образования она не имеет, да и пристрастилась к серьезной музыке довольно поздно.

— Подруга однажды повела меня на фортепианный концерт, — вспоминает Екатерина Ивановна. — Я ей говорю: «Я же ничего не понимаю в такой музыке». А она мне: «Ты слушай, и все поймешь». И действительно, я получила огромное удовольствие!

Советом подруги она теперь делится с теми, кому предлагает билеты на серьезные концерты. Вот только продать дорогие билеты на звезд-однодневок ей гораздо легче.

Ценителей серьезной музыки значительно меньше, чем любителей попсыФото: Федоров Роман, Амурмедиа
То, что ценителей серьезной музыки значительно меньше, чем любителей попсы, — аксиома. Впрочем, не только в нашем городе — везде. Но для того, чтобы собрать желающих на концерт, нужно хотя бы оповестить их о нем. У нас же рекламы серьезных концертов попросту нет. Чтобы узнать о приезде очередного музыканта-инструменталиста, нужно зайти в кассы ДК или филармонии. Зато цветными афишами с портретами эстрадных идолов заклеивают не только специальные тумбы, но и все заборы в городе.

Нужна и специальная работа со зрителями, целью которой является приобщение биробиджанцев к серьезному искусству. Екатерина Ивановна рассказала, что иногда ей удается уговорить руководителей предприятий и организаций взять билеты на такие концерты для поощрения своих работников. Но удается это нечасто, и силами только внештатных распространителей такую работу не наладить.

Между прочим, в зале филармонии билеты в пятый и шестой ряды партера не продаются. На наш запрос, кому предназначены эти места, начальник областного управления культуры Светлана ТРОМСА сообщила, что бесплатные пригласительные билеты на них выдаются почетным гостям. «Это, — уточнила Светлана Станиславовна, — партнеры филармонии, предприниматели, оказывающие спонсорскую помощь при проведении областных мероприятий, работники областных учреждений, руководители творческих коллективов, почетные гости». В принципе, против этого списка трудно возразить. Разве что вызывает вопрос категория «работники областных учреждений». Кто это и почему они не могут купить билет, как обычные зрители, непонятно. Ну да бог с ними! Интересно другое: «почетные гости» охотно посещают попсовые концерты. На серьезных места в центре партера зияют пустотой.

И уж коли на мероприятия, где зрителей все равно мало, в авральном порядке приглашают более-менее организованные массы зрителей, — не стоит ли ввести в правило распределять среди них пригласительные билеты заранее? Например, среди студентов и школьников — в качестве поощрения за прилежную учебу и общественную активность.

ПРИОБЩЕНИЕ молодого поколения к подлинному искусству вообще, мне кажется, должно стать одной из главных целей для филармонии. И начинать лучше со школьников, с организации детских музыкальных абонементов. Такие попытки делались, но распространение абонементов среди детей — дело непростое, и без помощи педагогов не обойтись.

Стоит подумать и о культуре организации таких концертов. Лично я пристрастился к классической музыке в годы студенчества. Томск, где я учился, — город интеллигентный, знатоков музыки там хватает, чтобы заполнять зал. Однако в начале каждого концерта выступал музыковед, который рассказывал о произведениях, включенных в программу. Это облегчает вхождение в мир музы Евтерпы тем, кто только начинает этот путь. Понятно, что держать такого сотрудника в штате нашей филармонии не по средствам, но в городе есть люди, способные подготовить такие просветительские беседы. Думаю, что огромной платы за это они не потребуют.

Пока же зрители порой испытывают неудобство от нашей глухой провинциальности. Да и музыканты тоже. На концерте Олега Полянского сотрудник филармонии дал короткую справку о музыканте, взятую из Интернета, и удалился со сцены. Обязанность объявлять исполняемые произведения возложили на артиста. По его словам, с таким отношением он столкнулся впервые.

БЛИЖАЙШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ соприкоснуться с высоким искусством у биробиджанцев будет в июне. На начало этого месяца планируется приезд Дальневосточного академического симфонического оркестра. Обращаю на это внимание любителей музыки: афиши могут и не появиться,« — говорится в статье Михаила Клименкова.

Как ранее сообщало ИА ЕАОMedia, в конце прошлого года в Биробиджане состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития профессионального музыкального искусства в регионе. Злободневность темы обозначили эксперты, по мнению которых в области четко обозначился перекос в пользу развития самодеятельного творчества в ущерб профессиональному музыкальному искусству. К разговору наряду с профессиональными музыкантами, руководителями колледжа культуры и искусств и филармонии были приглашены члены правительства области, депутаты парламента ЕАО, представители мэрии Биробиджана, ветераны сферы культуры.

Своеобразным итогом круглого стола стала «Концепция развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года». Вскоре она вызвала широкий общественный резонанс и резкую критику экспертного сообщества. Чиновникам поставили в вину формальный подход к разработке документа, в том числе откровенный плагиат при подготовке документа, а также отсутствие реальных предложений.

eaomedia.ru

Подробнее:eaomedia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. muzkarta, 04 марта 2016:

    "Не заполнился даже партер на прошедшем в минувшее воскресенье выступлении Олега Полянского". Однако уже проанонсирован его ноябрьский концерт: www.birfil.ru

    Хотелось бы поинтересоваться у госпожи Хозяйской, сколько проведено филармонией под ее началом просветительских концертов классической музыки для детей. И сколько исполнителей этой самой пресловутой классической музыки в штате филармонии.

    Как можно судить об убыточности концертов, которые уже несколько лет вообще не организуются филармонией? И как, к примеру, рекламировался концерт Олега Полянского?

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору