Квартет без содержания

Добавлено 08 декабря 2014 Сергей Цедрик

ТО «Квартет им. С. В. Рахманинова», Сочинская филармония, «Квартет им. С. В. Рахманинова»

В Год культуры в России творческие коллективы Сочинской филармонии распущены «по собственному желанию»

Недавно сочинский струнный квартет имени Рахманинова с успехом выступил Концертном зале Мариинского театра. По словам самих музыкантов, состоявшийся в Санкт-Петербурге концерт — их собственная заслуга, приглашение от дирекции Мариинского театра было персональным. А руководство Сочинского концертно-филармонического объединения не прилагает никаких усилий, чтобы квартет услышали не только в Сочи. Хотя гендиректор СКФО Владимир Мишарин, являющийся одновременно председателем южного отделения Союза концертных организаций России, мог бы оказать содействие в организации выступлений филармонического коллектива в Туапсе, Анапе, Краснодаре…

Вместо этого в Сочи после громкого успеха в Санкт-Петербурге «мягко» попросили уйти в отпуск без содержания, говорят участники квартета. В СКФО случился «необъяснимый» финансовый кризис. Из-за интенсивной концертной деятельности муниципальное задание выполнено досрочно, а средства на сверхплановые концерты бюджетом не предусмотрены. Поэтому в Год культуры в России творческие коллективы Сочинской филармонии распущены «по собственному желанию без содержания», а те, кто не согласился с формулировкой «по собственному», оставлены на постыдном минимуме зарплаты.

Музыканты отмечают, что сегодня в их коллективе зарабатывают в среднем 7 тысяч рублей в месяц, никто не решает бытовые вопросы. К примеру, съемную квартиру скрипача, приехавшего в Сочи из Германии, а также транспортные расходы на авиабилеты для скрипачки, живущей в Москве и вынужденной специально прилетать на концерты и репетиции, оплачиваются вскладчину.

— Однако в нынешней финансовой ситуации и складываться-то нечем, — негодуют артисты. — Нас в прямом смысле оставили на улице! Нам приходится бороться за свое существование, самостоятельно организовывать концерты и готовить новые программы. Создается впечатление, что провинциальным администраторам от культуры наш успешный и профессиональный коллектив не интересен, не нужен.

В советский период Сочинская филармония, напрямую подчинявшаяся Министерству культуры РСФСР, была на хорошем счету, а созданный в 1978 году струнный квартет имени Рахманинова считался одним из лучших коллективов страны. Сочинские музыканты с гастролями объездили многие города СССР, выступали на лучших европейских сценах, несколько лет проработали под эгидой Московской филармонии.

— Странное дело, — вспоминает заслуженный артист России Владимир Шохов, виолончелист из первого состава квартета, — даже в былые времена, когда мы были более успешны, мы не могли играть наши лучшие программы в Сочи. Половину программ, исполняемых в Москве, Германии или Италии, в Сочи так и не услышали, т. к. они не были здесь востребованы.

По мнению Шохова, с тех давних пор ситуация существенно не изменилась. Переживавший кризис смены состава квартет имени Рахманинова воссоздали музыканты другого поколения. Альтист и выпускник Петербургской консерватории лауреат всероссийского и международного конкурсов Сергей Цедрик основал Благотворительный фонд культуры и искусства «Новый Сочи», а в 2012 году начал собирать музыкантов для возрождения легендарного и прославленного коллектива. Тогда наряду с Владимиром Шоховым и самим Сергеем в него вошли скрипач лауреат всероссийских конкурсов Алексей Петровский, блистательная скрипачка и лауреат международных конкурсов выпускница Московской консерватории Ксения Гамарис, лауреат всероссийского конкурса пианистка Татьяна Баликоева.

Музыканты рассказывают, что руководство культуры города и концертно-филармоническое объединение Сочи их будто не замечали. Правда, кто-то из сочинских поклонников классической музыки назвал коллектив «мини-филармонией», а тот решил называться творческим объединением «Квартет им. С. В. Рахманинова»: не хотелось ограничивать репертуар исполнением только квартетной музыки — исполняются ансамбли с участием солистов из других городов (не только инструменталистов, но и вокалистов). И все же СКФО пригласило коллектив в свой состав, определило зарплату и норму концертов.

— О гастролях и постановке новых программ в филармонии не заикаются, — констатирует руководитель творческого объединения Сергей Цедрик. — Выступление на сцене Мариинки — исключительно наша творческая инициатива, поддержанная сенатором от Краснодарского края Виталием Игнатенко и одним из сочинских банков, оплатившим приобретение комплекта струн и концертной одежды. Концерт прошел с большим успехом: вопреки традиции, аплодировали между частями всех произведений. Северная столица приняла нас тепло, а летняя столица — с отрезвляющей прохладой. Мне, как руководителю квартета, не хочется думать о том, что выступление в Петербурге — наш последний концерт. Культурная отрасль Сочи должна озадачиться своим развитием и поддержкой местных профессиональных коллективов. На сегодняшний день грамотный и профессиональный диалог с руководителями СКФО у нас не получился, и пока нет предпосылок, что он состоится. А ведь в феврале 2015 года квартету предстоит не менее ответственное выступление — концерт в Москве в рамках абонемента Московской государственной филармонии…

В Сочинском концертно-филармоническом объединении комментировать заявления артистов квартета отказались, но признали, что с 6 февраля 2014 года в структуре Сочинской филармонии воссоздано структурное подразделение «Творческое объединение «Квартет имени С. В. Рахманинова», а пять специалистов по личному письменному заявлению вступили в трудовые отношения, заключив срочные трудовые договоры с Сочинским концертно-филармоническим объединением, в том числе: С. С. Цедрик, художественный руководитель;
Т. Б. Баликоева, артист-солист-инструменталист; В. Г. Шохов, артист-солист- инструменталист; К. А. Гамарис, артист-солист-инструменталист на условиях совместительства (на 0,5 ставки);
А. Н. Петровский, артист-солист-инструменталист. И хоть указанная средняя заработная плата членов коллектива не соответствует действительности, условия трудовых договоров являются индивидуальными, добровольными и не подлежат публичному комментированию. При этом условия заключенных трудовых договоров Сочинским концертно-филармоническим объединением выполняются.

Николай ПЕТРОВ

http://ngkub.ru/

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору