Леонид Патеюк: Играть на сцене родной амурской филармонии — моя сбывшаяся мечта

Добавлено 10 февраля 2016

Зал Амурской филармонии, Амурская филармония

Бывший благовещенец показал, как звучит редкий струнный инструмент — виоль д’амур

Это похоже на настоящую историю любви. Впрочем, музыкант и не отрицает: так и есть, это любовь с первого взгляда. Однажды молодой музыкант из Благовещенска увидел этот инструмент в Новосибирской консерватории. И с тех пор не только не расстаётся с ним, но и покоряет всё новые и новые вершины. 7 февраля Леонид Патеюк выступил в Амурской областной филармонии в рамках абонемента «Музыкальные встречи».

Амурский зритель уже встречался с этим инструментом, когда Леонид Патеюк приезжал в родной Благовещенск в прошлый раз. Но и в этот раз для многих виоль д’амур стала настоящим открытием, начиная от необычного тембра и заканчивая диковинным её видом.

Виоль д’амур — это струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи барокко и раннего классицизма. У виоли восточные корни, её предок попал в Испанию, когда арабы в своё время захватили Андалусию. Испанскому королю понравилась новинка, ей придали более изящную форму и сократили количество струн.

Сегодня в инструменте шесть или семь основных струн. Они дополняются резонансными струнами, располагающимися ниже. На нижних не играют, их только настраивают в соответствии с произведением. Но именно они, вибрируя, придают виоле д’амур особый мягкий тембр. Из-за того, что струн у виоли д’амур больше, чем у обычных смычковых, звук у неё более богатый, и охватывает больший диапазон — и скрипичный, и альтовый, и даже часть виолончельного.

Сложность инструмента в том, что для каждого произведения он настраивается по-разному. Кроме того, колки крутятся в разные стороны, да и смычок у виоли ещё старинного образца.

Для виоль д’амур писали Вивальди, Бах, Гайдн, Паганини. Художники изображали этот инструмент на своих полотнах. Поэты посвящали ему стихи и целые трактаты.

Виоль д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели.

Возрождение инструмента началось в Новосибирской консерватории. Как-то учреждение заказало партию старинных инструментов: клавесинов и виолей. Профессор-альтист

Леонида Патеюка сделан новосибирским мастером. В этом городе в консерватории, где Леонид учился, виоль д’амур обрела второе, русское дыхание. Восстанавливали забытое искусство и профессоры Новосибирской консерватории Юрий Мазченко и Юрий Юкечев. При этом никаких методик не было. Оба композитора написали целый ряд произведений специально для виоли.

У Юрия Мазченко учился и Леонид Патеюк. Причём, он продолжил эту исполнительско-композиторскую плеяду. Теперь в его репертуар кроме классики и сочинений педагогов входят авторские вещи. С них он начал свой концерт.

— Сочинять я начал с детства, — признался на концерте Леонид Патеюк. — Меня вдохновляют образы. Много раз был Питере, но только на третий раз мне удалось побывать в Петергофе. Я был покорён его величием! Здесь у меня родилась идея написать цикл «Образы Петергофа».

В него вошли шесть произведений: «Большой дворец Петра», «Райские птицы» и «Фонтан-шутиха», «Пирамида», «Таинственный пруд», а также «Большой каскад и Финский залив». Новаторство последнем произведения в том, что в нём стали использоваться внутренние струны фортепиано.

— Мой «Большой каскад. — моё видение этого удивительно красивого сооружения. Я представил, как я плыву по системе водопадов, и как эта река впадает в северные воды, — рассказал Леонид Патеюк.

Изюминкой вечера стала композиция Io Ti Penso Amore — саундтрек к фильму «Скрипач дьявола» 2012 года о Николо Паганини. Эту сложную арию исполнила Елена Беляева — её голос идеально лёг на звучание виоль д’амур.

К слову, инструмент у Леонида Патеюка работы новосибирского мастера. Но с ним он объездил много стран и обрёл славу и победы на различных конкурсах. А выступать в Благовещенске, признался музыкант, для него очень большая честь.

— Я выступал во многих городах России, в Германии и во Франции. И стоять сейчас на сцене родной филармонии — это как сказка, как мечта, которая осуществилась, — отметил Леонид Патеюк.

В этот вечер виоль д’амур звучала в двух отделениях на протяжении двух часов, оставив в сердцах зрителей частичку новой любви и богатое послевкусие.

Наталья Шлямова

www.amur.info

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору