ЛЮБОВЬ БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ: ТРИ «СПАСИБО», ТРИ «ЛЮБЛЮ»

Добавлено 19 июля 2008

Любовь Белоцерковская (сопрано)

Она учится в Санкт-Петербургской консерватории (вместе с Александром Лубянцевым — мы брали у него интервью) и поет во многих странах Европы. А на улице ее узнать трудно, потому что об оперных певцах и певицах (а еще о дирижерах) всегда думаешь, что они громадного роста — те, кто на сцене, всегда на голову выше тех, кто в зале. На самом деле в искусстве все обстоит немного иначе, чем мы думаем.

МЛАДШИЕ КЛАССЫ И ИТАЛИЯ

Как начиналась бурная концертная жизнь?

Давно, еще с занятий на пианино. Съездили с родителями на два международных конкурса, и даже заняли. У них была эйфория — ура, наш ребенок будет музыкантом. Тогда все и началось. А почему бурная жизнь? Выступления требуют ежедневных занятий; бурная жизнь — это бурная работа. Я с пяти лет начала заниматься на фортепиано, а первый конкурс выиграла, кажется, в девять. Четыре года кропотливых занятий, и вы лауреат первой премии, так что все возможно.

Говорят, у музыкантов детства нет…

Разумеется, ничего не достигается без труда, зато в девять лет я уже побывала в Италии. В классе меня все спрашивали: «Ну как там?..»

Завидовали, наверное.

Уважали.

ПЛЕЕР И ГЕРГИЕВ

ПЕРВОЕ «ЛЮБЛЮ»

А слушаете какую музыку?

В плеере у меня одна классика. Иногда люблю слушать саундтреки к старым голливудским фильмам, японским фильмам и мультфильмам — когда они записаны с симфоническим оркестром. У нас в Петербурге есть отделение режиссуры — они очень любят ставить под эту музыку танцы и другие действа; они-то меня ею и снабжают. А вообще современных классических авторов в России играют мало. Но у нас есть интересный кабельный канал «Меццо», по которому иногда показывают, например, современные оперные постановки. В Мариинском театре на «Звездах белых ночей» была осовремененная постановка Вагнера, особенной интересной получилась «Тристан и Изольда». Это была концертная постановка, без костюмов. Сзади был экран, на котором транслировался видеоряд. Это было очень органично, с зарубежными солистами. И сам Гергиев умеет быть органичным — без пошлости, без несоответствий: это музыка Вагнера, это видеоряд современного режиссера; они вполне могут быть вместе.

ПОЛДЕНЬ В ВЕНЕЦИИ

ВТОРОЕ «ЛЮБЛЮ»

Расскажите о последнем конкурсе.

Конкурс проходил со 2 по 6 июля в Падуе…

Очень хотелось искупаться в море. Мы как раз ехали на рейсовом автобусе из Венеции в Падую по большому мосту через море. Была мечта выйти и искупаться, но никто не купался — никто не знал, где у них находятся пляжи.

Местные не раскрыли тайну?

Нет. Они загорают, лежа в парках, как у нас в Петербурге, а купаться возле самой Венеции запрещено, там есть предприятия и вода, наверное, не очень чистая. А куда-нибудь еще на пляжи они, я думаю, ездят на выходных. А на выходных весь город пустует, спросить уже не у кого. В воскресенье Италия вымирает, все закрыто; сцена из вестерна: полдень, пустые улицы.

И как там?

Если смотреть город в целом, а не здания внутри — фрески, картины — то ехать туда нужно на карнавал или зимой. Очень жарко, в каналах стоячая вода. Город маленький, очень красивый и очень своеобразный. Он совсем не похож на Падую, совсем не похож на Венецию Местре, которая на суше.

В сентябре я ездила на три концерта в Голландию — это моя любимая страна. Я была в Гарлеме, в Амстердаме. То же самое Северное море, что в Петербурге, но если в Питере я болею, то там, в Голландии, я выздоравливаю.

Там особенный слушатель. Люди ходят на фестивальные фильмы в маленьких городах. Могут поехать в другой город только для того, чтобы послушать там новую оперную постановку. Какой наш человек поедет ради этого, например, в Петербург?

ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ ПОТОЛКИ

Те, кто организует гастроли, помогают попутно и отдохнуть?

Стараются помочь. А иногда получается совмещать — некоторые концертные площадки бывают очень красивыми. Например, в Венеции мы пели в палаццо Дзакко — это небольшой феодальный особняк, но он выстроен, как венецианский дворец, со сквозным проходом в сад с фонтанами — можно получить удовольствие, и попев на такой площадке, и посмотрев такое здание.

Или старинные европейские соборы — потрясающие места. И попеть, и посмотреть.

Нравится акустика?

Да, акустика там благодатная, особенно для медленных произведений. Церковные произведения чаще всего медленные. Музыканты шутят: «написанные картошками», целыми пустыми нотами. Возможно, там хуже звучит быстрое произведение: гаснет звук, возникает излишняя реверберация. А так — акустика великолепная, не нужно поддавать, можно спокойно петь пиано. Чем старше собор — тем лучше акустика.

В старых европейских соборах приходилось петь?

В Голландии — в Гарлеме, и в Германии, в одном старинном соборе — это как раз был благотворительный концерт по сбору средств на реставрацию его фресок. Акустика там была феноменальная.

ХВОРОСТОВСКИЙ И ЕГО МИКРОФОН

А популярные в Европе концерты на открытом воздухе, когда исполнители ведут себя раскованно, — это более сложная форма выступления?

Это можно объяснить тем, что Европе люди приходят на классический концерт получить удовольствие, им нужно шоу. Сейчас все направлено на то, чтобы сделать шоу, поэтому появляются такие исполнители, как Хворостовский, — на них можно и посмотреть, и послушать, — такие исполнители, как Нетребко.

С другой стороны, такая форма концерта приближена к театру: можно бегать по сцене, жестикулировать. А воплотиться в театрального персонажа — легче, чем находиться в условиях концерта.

А почему у нас такие формы концертов не проводятся?

Может быть, сами исполнители боятся? У нас ведь нет такой техники, как на Западе. Может быть, вы обращали внимание — на таких концертах поют в микрофон. Но микрофон не такой, как у наших поп-звезд, а специально для них сделанный, воспринимающий другие частоты. У нас такой техники практически нет, только в Москве, где, кстати, уже устраиваются подобные выступления. Например, на Воробьевых горах — на 9 мая там пел Хворостовский. Там, конечно же, были установлены микрофоны надлежащего качества. Но мне кажется, что, пока необходимая техника не станет более распространенной, практика концертов такого плана даже при наличии энтузиастов будет распространяться крайне медленно.

ПАРИЖ — ТОКИО

ТРЕТЬЕ «ЛЮБЛЮ»

Планы на далекое-далекое будущее?

В ту же Японию всегда была моя мечта съездить, столько слышала-читала о ней — Овичинникова и других востоковедов. Одним словом, очень хочу там побывать.

Приглашают?

Есть зацепки, но посмотрим, что покажет время.

А еще какие воплощения мечтаний обещают быть?

Самая главная мечта должна воплотиться в декабре — концерт в Париже.

В Париж в первый раз? И — куда?

Конечно же, в Нотр-Дам. Гулять по Сите. Может быть, даже на кладбище сходить. Будем реализовывать план, который есть в фильме «Париж, я люблю тебя».

Может быть, увижу Париж и не умру.

ПОДВЕРСТКА: три «спасибо»

Уже после интервью Любовь Белоцерковская попросила передать слова благодарности своему преподавателю, Тамаре Новиченко. Она заслуженная артистка России и профессор. А еще — родителям и концертмейстерам.

Из журнала «Территория»

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору