Люка Дебарг: Музыка — это одна из форм молитвы

Добавлено 16 июля 2015

Концертный зал Мариинского театра, Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Петербуржцы устроили молодому пианисту из Франции стоячую овацию

В Концертном зале Мариинского театра в рамках XXIII музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоялся сольный концерт французского пианиста Люки Дебарга.

Люку Дебарга любят и зрители, и пресса, и даже критики
24-летний пианист произвел фурор на завершившемся недавно XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Жюри присудило ему не первую — лишь четвертую премию, но пресса называла лучшим именно Дебарга, отмечая его не­ординарность, харизматичность, способность приковывать внимание огромного зала. По музыкантским меркам он начал свой путь поздно: стал обучаться игре на фортепиано в 11 лет, профессиональным музыкантом решил стать четыре года назад. (И в настоящее время еще учится у Рены Шерешевской в Парижской высшей школе музыки им. А. Корто — у педагога, который абсолютно поверил в ученика и возлагает на него огромные надежды.) И хоть критиками отмечается техническая неровность пианиста, пишут, что его игра граничит с гениальностью.

В рамках Конкурса Чайковского Дебаргу был вручен приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы — как музыканту, «чьи выступления на конкурсе стали заметным художественным явлением и чьи уникальное дарование, творческая свобода и красота музыкальных трактовок произвели большое впечатление на публику и критику».

Фаворит московской публики, приглашенный на петербургский фестиваль маэстро Гергиевым, исполнил Седьмую сонату Бетховена, Фортепианную сонату № 1 фа минор Николая Метнера — произведение, которое остается раритетом, а также цикл «Ночной Гаспар» Равеля. Подарком-послесловием для публики стали этюды Рахманинова и Листа, «Сентиментальный вальс» Чайковского, а также джаз.

Перед началом концерта у входа в КЗ Мариинки стояли люди с табличками «Куплю 1 билет», «Куплю 2 билета», зал был практически забит, а в финале публика устроила пианисту стоячую овацию.

Прямая речь

После концерта корреспондент «ВП» задал Люке Дебаргу несколько вопросов.

— Люка, до того как стало известно решение жюри Конкурса Чайковского, вы сказали, что независимо от награды продолжите «искать правду в музыке». Поясните, что для вас — правдиво исполнять?
— Музыка — это одна из форм молитвы. Правдиво исполнить музыку — это всецело отдаться тому, к чему она ведет.

— Вы включили в программу Николая Метнера, произведения которого даже в России можно назвать раритетом…
— Не знаю, почему его редко исполняют. Я играю Метнера 10 лет и могу сказать, что только сегодня открыл его для себя. Другие композиторы выдерживают разные трактовки, а с музыкой Метнера нужно быть предельно осторожным, она очень деликатная.

— Финальной точкой сегодняшнего концерта стал джаз. Почему?
— Для меня джаз — это философия жизни и своего рода мистерия, гипноз. Я очень люблю негритянский джаз 1940-х — 1950-х, когда композиторы были одновременно и интерпретаторами своей музыки. Не будет преувеличением сказать, что их музыка равняется классической. Я сейчас только начинаю открывать для себя джаз, и это очень помогает мне в исполнении классики.

— Вы изучали литературу и искусство в парижском университете. Воздействует ли на вас литература как на музыканта?
— Литература, литературные герои в частности воздействуют на меня и помогают мне иногда больше, чем реальная жизнь. С моим лучшим другом, который тоже увлекается литературой (хорошо понимая при этом музыку), мы часто разговариваем на эту тему. Вообще я не понимаю, когда люди встречаются, чтобы поговорить о себе самих. Это неправильно.

— Могли бы вы в образах передать ваше впечатление от Петербурга?
— Я приехал в Петербург ненадолго, до 20-го числа, и мечтаю однажды приехать сюда и остаться на более продолжительное время; поселиться в доме на канале — чтобы рисовать. У вас в воздухе ощущается что-то особенное. Есть нечто фантастическое, мистическое в том, что день продолжается даже ночью. Но это все, конечно, беглые впечатления; чтобы понять этот город, нужно больше времени.

— Это правда, что у вас русские корни?
— Это только предположение. Насколько я знаю, мама моей мамы приехала из России (как я понимаю, у нее была русская фамилия, трансформированная потом в соответствии с нормами французского языка). Но точной информации у меня нет.

— Ваши российские поклонники хотят издать книгу о вас. Какой бы вы хотели видеть эту книгу?
— Я бы хотел встретиться и поговорить с теми, кто будет делать эту книгу. Поговорить о моей семье и родителях, потому что не хочется, чтобы в книге была неверная информация о моей жизни. А вообще я очень благодарен россиянам, поддержавшим меня на конкурсе. Я никогда этого не забуду. Для меня огромное удовольствие находиться в России, мне очень нравятся люди, которые меня здесь окружают.

Автор: Авраменко Евгений

www.vppress.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору