Манана Шамба: наша капелла открывала органный зал в Пицунде

Добавлено 30 октября 2015 Ftata

Концертный зал Пицундского храма

Манана Шамба: наша капелла открывала органный зал в Пицунде

В год 40-летия Пицундского органа, Народная артистка Абхазии, солистка Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба и Государственной хоровой капеллы Манана Шамба рассказала корреспонденту Sputnik о своем участии в концерте открытия Пицундского органа.

Народная артистка Абхазии, солистка государственной филармонии и Государственной хоровой капеллы, преподаватель Сухумского государственного музыкального училища имени Алексея Чичба Манана Шамба поделилась с корреспондентом Sputnik об участии в концерте открытия Пицундского органа. Беседовал Бадрак Авидзба.

— Расскажите о том, как вы впервые спели в Пицундском храме в сопровождении органа?

— В капеллу я пришла молодой певицей в 1974 году и, конечно, я хорошо помню как устанавливала орган в Пицундском храме германская фирма «Schuke» в 1975 году. Это было грандиозное событие для культурной жизни Абхазии. Это уникальный орган по своему звучанию, второго такого нет. Наша хоровая капелла принимала участие в первом концерте с органом, в котором участвовали ведущие солисты филармонии и органисты. Для нас, тогда еще молодых исполнителей, открывать органный зал, конечно, было волнительно. В этот период в Абхазии был подъем культуры, а появление органа дополнило духовную жизнь в стране. Я считаю, что это было золотое время для нашей культуры. Не все бывшие союзные республики имели орган, не говоря уже об автономных. Удостоиться чести иметь орган в таком красивом и уникальном месте как Пицунда, конечно, было очень весомо.

— Как шла подготовка к концерту открытия органного зала?

— У нас был замечательный дирижер Вадим Анатольевич Судаков. Для всего коллектива подготовка к концерту шла очень напряженно. Все сборные репетиции всегда идут сложно, потому что много коллективов, много солистов. Приходилось много раз ездить в храм для репетиций, иногда оставались там и готовились к предстоящему концерту. Это все было волнительно и нервозно. Была большая ответственность потому что мы знали, что на концерт должны прийти высшие партийные чиновники. Я помню от волнения и губы дрожали и голос.

— Как зрители восприняли первый концерт в храме?

— Для местной публики органная музыка была экзотикой, но зрители сразу приняли инструмент.

Концерт был грандиозный, в нем принимали участие и наша капелла, и большой симфонический оркестр, и солисты филармонии, и такие замечательные певцы как Людмила Логуа, Ардашил Авидзба, Борис Амичба, и музыканты из Тбилиси. У нас тогда не было своих абхазских органистов, первым исполнителем на Пицундском органе был Гарик Коняев, он сейчас живет в Германии.

— Какими особенностями обладает инструмент в пицундском храме?

— Музыканты единогласно считают, что орган в Пицунде-один из лучших инструментов в Европе. Нам приходилось много гастролировать по Европе и по России. Могу вас заверить, что по своему звучанию второго такого инструмента нет нигде.

— Как вы оцениваете разговоры о том, что орган стоило бы вынести из храма и разместить его в концертном зале, который нужно будет построить?

— Орган построен под акустику этого храма. Если перенести его в другой храм, или же в другое помещение, то он не будет звучать, а просто умрет, потому что органы имеют свои особенности. Это не рояль, чтобы можно было перетаскивать его по своему желанию. Мы артисты, конечно, понимаем чаяния наших батюшек, которые говорят о том, что в православной церкви не должно быть органа, но это было сделано не нами и то, что уже сделано, надо сохранить. Пицундский храм — единственный акустический зал в республике. Нельзя допустить того, чтобы инструмент вынесли из храма, ведь орган в пицундском храме привлекает туристов. Кто хоть раз был в Пицунде ассоциирует его с храмом, в котором есть орган. Без органа город многое потеряет.

— Есть ли дети, в Сухумском государственном музыкальном училище, обучающиеся игре на органе?

— Мы ведем обучение игры на фортепиано. Уже в дальнейшем дети могут перейти на органное исполнение. Если бы у нас был маленький орган для обучения, то это упростило бы задачу.

— Как вы оцениваете перспективу появления органов в других храмах республики?

— Были разговоры о возможности размещения органа в Сухумском католическом храме. Но из-за небольших размеров зала было решено отказаться от этой идеи. Я считаю, что эту идею можно было реализовать и разместить там орган, который соответствовал бы залу. Я думаю, что соприкосновение с таким инструментом может только улучшить нашу жизнь.

Sputnik Абхазия: http://sputnik-abkhazia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору