Мастер чудесных звуков

Добавлено 08 февраля 2012

Фестиваль Музыкального Искусства в Пушкино

В городском Доме Культуры набирает обороты одно из самых ожидаемых культурных событий города — пушкинский Фестиваль Музыкального Искусства. Он, по традиции, собирает лучших представителей академического музыкального искусства наших дней.

7 февраля состоялся второй концерт фестиваля — «Виртуозные фортепианные транскрипции». За роялем — лауреат международных конкурсов Андрей Стукалов. Мы поговорили с Андреем о его профессиональной деятельности и других, помимо музыки, увлечениях…

— Вы начали заниматься музыкой в шесть лет. Как начинался Ваш творческий путь?

А.Г.:- Я довольно рано проявил интерес к музыке, и в особенности — к игре на фортепиано. Родители заметили это увлечение, и отдали меня в музыкальную школу № 11 г. Красноярска, где я родился и прожил половину юности. Насколько помню, в раннем детстве мне особенно нравился сам процесс нажатия на клавиши инструмента (смеётся). Я попал к одному из лучших преподавателей города, Бояркиной Марине Данииловне, у которой занимался до 2002 г. Летом того же года вместе с ней я приехал в Москву и поступил в Центральную Музыкальную Школу, а через четыре года — в Моск. ГосКонс им. Чайковского.

— Не возникало разногласий с родителями по поводу выбора будущей профессии?

А.Г.:- Нет, хотя они прекрасно понимали, насколько этот путь тяжёл и ненадёжен. Я проявлял сильную привязанность к музыке, ещё в годы обучения в детской музыкальной школе добивался неплохих результатов, участвуя во многих фестивалях и конкурсах. Кроме того, деятельность в сфере музыки наиболее соответствовала моему характеру.

До переезда в Москву я учился в физико-математическом классе, но никакой привязанности к точным наукам не испытывал. Мне больше по душе гуманитарные предметы.

— Многие музыканты в годы учёбы испытывали отторжение к изучению теории музыки. А вы?

А.Г.:- У меня никогда не было проблем с теорией. Более того, в ЦМШ в течение двух лет я учился на двух отделениях о, по исполнительской и теоретической специальности. Но у меня были опасения, что недостаток времени может отрицательно сказаться на уровне исполнительского мастерства, и, в конце концов, я был вынужден оставить изучение теории.

— Вы упомянули о своём первом учителе, М. Д. Бояркиной. Как Вы думаете, сложилась бы Ваша творческая судьба по-иному, будь у Вас самого начала другой преподаватель?

А.Г.:- Думаю, да, хотя сложно предположить, что было бы в таком случае… Марине Данииловне я исключительно благодарен за привитую мне любовь к музыке. Секрет её успеха — в наивысшей степени заинтересованности в своих учениках, в стремлении сформировать в них всесторонне развитую личность. В ЦМШ моим учителем стала Макарова Нина Николаевна. Она выработала во мне самостоятельность. В консерватории поступил в класс выдающегося музыканта и педагога Сергея Леонидовича Доренского, что было пределом моих мечтаний с того времени, когда я впервые побывал на концертах его учеников, известных пианистов Николая Луганского, Дениса Мацуева, Павла Нерсесьяна, Вадима Руденко…

— Сами не хотите занять преподавательский пост?

А.Г.:- Преподавательская деятельность — не моё. Лично я предпочёл бы концертмейстерскую деятельность. В настоящее время работаю концертмейстером в консерватории, в классе флейтистов.

— Каковы Ваши собственные музыкальные предпочтения?

А.Г.:- Последние пять лет особенный интерес у меня вызывает творчество таких пианистов конца 19-начала 20 в.в., как Йозеф Гофман, Игнац Фридман, Леопольд Годовский, Мориц Розенталь. Начало их концертной деятельности совпало с появлением звукозаписи. По возможности я стараюсь пополнять свою коллекцию сохранившимися записями этих великих пианистов прошлого.

— А другие увлечения?

А.Г.:- Красноярск — город, располагающий к активному образу жизни, занятию спортом на открытом воздухе, чему я до сих пор уделяю достаточно времени. Интересуюсь античной литературой. Сейчас дочитываю «Характеры» Феофраста. Ещё собираю редкие альбомы живописи эпохи рококо.

— Как Вы подбирали программу для своего выступления на пушкинском Фестивале Музыкального Искусства?

А.Г.:- Концерт целиком посвящён фортепианной транскрипции. Это виртуозные обработки вальсов Штрауса, увертюра Россини к опере «Вильгельм Телль» в переложении Ф.Листа, танго И.Альбениса в обработке Годовского… В последние годы интерес к фортепианной транскрипции увеличился, многие пианисты создают собственные переложения, которые, впрочем, по преимуществу не обладают большими художественными достоинствами.

— Почему?

А.Г.:- На протяжении почти ста лет, когда создавали свои фортепианные транскрипции такие пианисты-виртуозы, как Ференц Лист, Карл Таузиг, Леопольд Годовский, их творчество естественным образом находилось под влиянием композиторов-современников, развитии музыкального языка, изменении музыкального мышления. Их произведения возникали своевременно и отражали дух эпохи. Потрясения Второй мировой войны почти уничтожили увлечение транскрипцией, но вызвали к жизни великие творения Прокофьева, Шостаковича, после смерти которых в области академической музыки не было создано ничего равноценного. Странно было бы ожидать от пианистов заслуживающих внимания транскрипций, когда современные композиторы не в состоянии предложить нам ничего значительного.

— Не думали о записи своего альбома?

А.Г.:- В этом году от одной известной немецкой звукозаписывающей компании мне поступило предложение записать диск.

— Напоследок хотелось бы задать Вам такой вопрос. Многие считают, что человек любой творческой профессии работает для себя. Другие придерживаются обратного мнения: всё делается для людей. Какую точку зрения поддерживаете Вы?

А.Г.:- Даже если я наверняка буду знать, что моя исполнительская деятельность не увенчается успехом, всё равно буду продолжать заниматься музыкой. Неважно, сложится карьера или нет. В этом отношении я работаю для себя. С другой стороны, когда моё творчество вызывает интерес у публики, это всегда поддерживает и служит дополнительным стимулом к совершенствованию.

— Благодарим Вас за беседу!

Концерт Андрея Стукалова «Виртуозные фортепианные транскрипции» состоялся 7 февраля, в ДК «Пушкино». 11 февраля в 15:00 — программа «Сказания древних струн» Павла Лукоянова (гусли). Вход на все мероприятия фестиваля свободный. Ждём Вас!

Автор: Анна Ефимова

http://news.pushkino.tv/index.php?mod=news_more&id_item=3861&show_comm=1

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору