Мероприятия к 40-летию Пицундского органа: Когда над городом орган звучит

Добавлено 03 ноября 2015 Ftata

Концертный зал Пицундского храма, Абхазская филармония

© Фото: Наала Авидзба
Гала-концертом в Пицундском храме завершились юбилейные мероприятия, посвященные 40-летию уникального органа. Юбилейный концерт посетила корреспондент Sputnik Наала Авидзба.

Высокое искусство очищает душу человека, легко и просто делает нас лучше. Верны слова о том, что искусство — результат сотрудничества Бога с композиторами, художниками и другими творцами. В Абхазии, стране древних христианских храмов, есть удивительное место. В Пицунде уже почти полвека в соборе Андрея Первозванного звучат величественные звуки самого таинственного музыкального инструмента из тех, что создавал человек.

Послушать уникальный Пицундский орган в день его сорокалетия 1 ноября 2015 года собрался полный зал. Аншлаги здесь — привычное явление. Ставшая концертной площадкой высокого уровня, Пицунда еще с советских времен собирает профессионалов в музыке международного уровня и любителей прекрасного.

Гала-концерт проходил в домашней, уютной атмосфере. Абхазские артисты наполнили зал звуками настолько красивой музыки, что даже обычно беспокойные дети, которых было немало, сидели спокойно и не капризничали.

Юбилейная дата совпала с трагическими событиями на Синайском полуострове. Памяти невинным жертвам крушения пассажирского авиалайнера А321 оперная певица Манана Шамба и первая абхазская органистка, хранительница Пицундского органа Марина Шамбапосвятили два номера. Под звуки очень тонкой по красоте и мощной по драматичности Ave Maria Вавилова весь зал безмолвно встал в едином порыве. На лицах людей застыли печаль и скорбь. Марина Шамба исполнила колыбельную Лакрба «Шьишь нани» в переложении для органа.

© ФОТО: НААЛА АВИДЗБА. ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ В ПИЦУНДСКОМ ХРАМЕ.
После концерта органный мастер с полувековым опытом Наталья Малина сказала, что каждый звук в концерте нес смысловую нагрузку, в каждом задавались вопросы о жизни и смерти, о чести и предательстве.

«Звучали вот эти коренные вопросы, на которые всегда ищут ответы. Когда Манана пела «Аве Марию», там и мольба и вопль: «До коле же будет так?! Неужели человечество никогда не сможет жить в мире и счастье?..».

Наталья Владимировна — тот самый человек, который создавал некоторые детали Пицундского органа во время стажировки в Потсдаме на немецкой органостроительной фирме «А. Schuke». Она же была членом комиссии, которая принимала этот инструмент. К ней с огромной благодарностью относится Марина Шамба, каждый раз напоминая, что именно благодаря ей удалось пригласить органных мастеров фирмы «А. Schuke», и после большого ремонта орган зазвучал снова. Несмотря на занятость и возраст, Наталья Владимировна сумела на полтора дня вырваться на гала-концерт в Абхазию по просьбе любимой Марины Шамба.

© ФОТО: НААЛА АВИДЗБА. НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛИНА.
Долгими аплодисментами провожали зрители выступление Луки Гаделия. Они не хотели отпускать виртуозного музыканта, покорившего зал исполнением парафраза на темы симфонической картины «Шехеразада» гениального Римского-Корсакова. Переложение для органа Лука сделал сам. Как он позже объяснил, это обычная практика для органистов перекладывать произведения, написанные для оркестра, фортепиано, хора.

«Орган очень хорошо имитирует тембральные краски оркестра, хора, подражает им. Создается очень много транскрипций. Вот я создал такую, свою. Это интересно для публики, все-таки что-то знакомое. Органная музыка, которая написана специально для органа, конечно, не очень популярна. Рафинированная очень музыка», — рассказал Лука.

© ФОТО: НААЛА АВИДЗБА. Юбилейный концерт в Пицундском храме.

© ФОТО: НААЛА АВИДЗБА. Юбилейный концерт в Пицундском храме.
В адрес храма и органа, и особенно Марины Шамба, спасшей его после войны, пришло много поздравлений из-за рубежа. Гарри Коняев, первый органист Пицунды передал свою благодарность всем, кто «признает, каким чудом владеет Абхазия».

«Пицундский орган несет людям добро, благую весть и находится в надежных и любящих руках», — считает Гарри Коняев.

Сергей Буткеев, давний друг Марины Шамба, известный органист и профессор, отметил высокую роль органа в культурной жизни Абхазии.

«Международные органные фестивали выдвинули Абхазию на уровень мировых культурных держав. Сегодня в Пицунду люди приезжают не только отдохнуть, но и послушать уникальный орган».

Со свойственной многим настоящим профессионалам скромностью Марина Шамба выразила большую радость и благодарность за все теплые слова, прозвучавшие в праздничный вечер.

«Как-то мне и приятно, и немного стыдно, что столько теплых слов в мой адрес. Но это не я одна. Это наш коллектив, наше государство, наши музыканты, которые все сплотились и помогали нашему органу, чтобы он звучал. Чтобы была бы возможность пригласить мастеров. Это Наталья Владимировна Малина, благодаря которой орган зазвучал заново. Это звучание колоссально именно в нашем храме с его многовековой историей. Может быть, правила этого храма нарушены, но прошло уже не менее 40 лет. Это не такой маленький срок. Я думаю, они вечно будут друг с другом. Хочется только радовать публику и вносить в души людей, сидящих в зале, частичку добра и искренности».

Наала Авидзба, Sputnik

Sputnik Абхазия: http://sputnik-abkhazia.ru/

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору