Предстоящие мероприятия

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016








Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему





Mezzo Music и его пульсирующее сердце

Добавлено 30 ноября 2015 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Ирина Соколова (фортепиано), Геннадий Панкратов (аккордеон), Органный зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Белгородская филармония, Камерный оркестр Mezzo music, Андрей Горбачёв (балалайка)

Белгородский камерный оркестр и его художественный руководитель Наталья Боровик отмечают 10-летний юбилей

Вечер четверга, 26 ноября, Белгородская государственная филармония. В органном зале — аншлаг. На сцене появляются музыканты. Они вступают в полной тишине, вслед за ними оживает орган — звучит Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. С первого звука и до последнего Mezzo Music будет двигателем концерта-праздника длиной три часа нон-стоп.

17 струнных — константа успеха

За полчаса до концерта мы встретились с Натальей Боровик. Именно к первой скрипке симфонического оркестра Белгородской филармонии под управлением главного дирижёра Рашита Нигаматуллинаоднажды обратились коллеги с предложением создать и возглавить струнный ансамбль. И Наталья была счастлива согласиться. С 2005-го коллектив начал свой путь, спустя несколько лет несколько расширил состав и превратился в камерный оркестр, обрёл изысканное имя Mezzo Music. А Наталья совместила в одном лице сразу несколько ипостасей: она и художественный руководитель, и дирижёр, и аранжировщик, и, разумеется, прекрасный музыкант. Словом, пульсирующее сердце оркестра, благодаря которому он существует.

«Всё, как видите, складывалось естественно, само собой», — улыбается она.
— Наталья, каждый из музыкантов Mezzo Music — прекрасный инструменталист, обладающий при этом духовной гибкостью. Изначально в составе оркестра играли 13 человек, теперь — 17. Как вы всё-таки пришли именно к такому его виду?

— Подобный состав и с точки зрения количества участников, и с точки зрения соотношения инструментов кажется мне более гармоничным. Он позволяет мне воплощать любые идеи, играть в различных жанрах, а музыкантам — чутко слышать друг друга. Да, мы привлекаем исполнителей и на духовых инструментах, и на ударных, и на клавишных. Но основа — 17 струнных.

Наталья Боровик.
Фото Владимира Юрченко
Сразу несколько диковинных союзов Mezzo Music и филармонических солистов предстали в праздничном концерте. Впервые с камерным оркестром играл великолепный балалаечник-прима, концертмейстером группы балалаек оркестра русских народных инструментов филармонии — лауреат международных конкурсов Юрий Фукалов. И публика услышала трёхчастный Концерт для мандолины, струнных и чембало до мажор Антонио Вивальди, где сольную партию мандолины заменила очень близкая к ней по звучанию балалайка (автор переложения для неё — Андрей Горбачёв). Соло Фукалова вышло очень нежным, точно льющееся серебро лунного света. Тимур Халиуллин поддержал ансамбль, аккомпанируя на клавесине. Получилось изящное полотно, отправляющее к эпохе раннего барокко.

Темпераментным, чувственным, дерзким оказался союз оркестрантов и аккордеониста — лауреата международных конкурсов Геннадия Панкратова. Да и могло ли быть по-другому, если встретились профи и танго великого Астора Пьяццоллы (Oblivion) и Ришара Гальяно («Танго для Клод»). Вообще, танго звучало довольно много: Mezzo Music исполнили и S.v. P (S’il Vous Plait) Пьяццоллы (партия клавишных — заслуженный работник культуры России Ирина Соколова), и его популярное «Либертанго», и танго из к/ф «Запах женщины» Карлоса Гарделя с участием талантливого ударника и перкуссиониста Олега Иванова.

Пожалуй, самым оригинальным стал союз оркестра и бас-тромбона. Бас-тромбон — инструмент прежде всего оркестровый и даже в мировых масштабах крайне редко используется как сольный. И в Белгороде идёт этим сложным путём тромбонист Белгородской филармонии Василий Иващук. Музыкант первоклассно исполнил соло в Сонате для бас-тромбона III и IV части Георга Филиппа Телемана. В оригинале это музыка для флейты и клавира, но Наталья Боровик оркестровала и аранжировала её, выступив соавтором немецкого композитора и подарив публике уникальное сочинение. Тромбоны звучали и после: дуэт Jazz Guardians (Иващук и Дмитрий Саитов) воплотили «Дьявольский вальс» бельгийца Стивена Верхельста.

— Диапазон вашего репертуара обширен — от старинной музыки до сочинений современных композиторов (к слову, в концерте прозвучали Palladio Карла Дженкинса и «Посвящение» Бориса Яровинского). Для меня это один из главных показателей уровня оркестра. Что особенно интересно и о чём обычно говорят в меньшей степени — вы сами аранжируете музыку.

— Репертуар для камерных оркестров, который интересен нам, довольно ограничен. И я постоянно пребываю в поиске. Что-то хочется исполнить, а партитуры нет. Или она написана для других инструментов. И тогда делаю переложения. Большой сложности для меня этот процесс не составляет. Напротив, мне нравится им заниматься. Ещё со времён консерватории я любила такой предмет, как полифония, сочинение музыкальных произведений.

— Вы инициатор масштабного проекта, Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» (весной 2016-го он пройдёт в пятый раз). Он открыл для нас музыку совсем иного качества, выдающихся исполнителей современности. Но что значит явление фестиваля для развития камерного оркестра?

— Вне сомнений, BelgorodMusicFest дал нам сильнейший импульс к развитию. Музыканты невероятно вдохновились выступлениями мегазвёздных артистов из разных уголков мира и сейчас постоянно стремятся повышать свой уровень мастерства. Ведь каждый из нас знает — нам предстоит играть с выдающимися личностями и нужно приложить все силы, чтобы их не подвести.
Напомним, что Mezzo Music выступал с легендарными Мишелем Леграном и Еленой Образцовой, скрипачом Александром Марковым и дирижёром Аркадием Лейтушем (США), пианистом и композиторомСергеем Дрезниным и баянистом Айдаром Гайнуллиным (Германия), ведущим блюзменом РоссииЕвгением Маргулисом и многими другими выдающимися музыкантами.

Mezzo Music и друзья

На праздник оркестра из Нью-Йорка прибыл Борислав Струлёв. Сегодня это имя известно каждому из белгородских поклонников музыки. Разумеется, благодаря BelgorodMusicFest. Между тем самый первый в Белгороде концерт музыканта экстра-класса прозвучал пять лет назад — невероятная, новаторская и по форме, и по содержанию программа (вечная классика от Баха до Чайковского, поп- и рок-музыка от ABBA до Queen) просто потрясла нашу публику. Тогда же он в первый раз играл с Mezzo Music. Тогда же у Натальи Боровик родилась идея уникального феста, которую известный виолончелист поддержал.

«Это было время ещё до наших культурных деяний в Белгороде. Я прибыл в ваш город впервые, и увидеть здесь такой коллектив, признаться честно, не ожидал. Был поражён, удивлён. Играя с камерным оркестром, я чувствую абсолютную свободу. С ними я могу исполнять любой репертуар, ведь как дирижёр и аранжировщик Наталья готова к самым разным музыкальным экспериментам», — поделился Борислав, виолончелист-виртуоз, арт-директор BelgorodMusicFest и Фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области.
— Борислав, а что отличает Наталью Боровик как аранжировщика?

— Всё, что Наталья делает, не мешает музыке, не портит лицо композитора, нет там неуместной отсебятины. Она приближается к мысли композитора, глубоко проникая в мир его идей и чувств. Это честная работа на общий результат — прекрасная музыка, солист сияет, достоинства оркестра максимально проявлены. Хорошо известные нам произведения получают новую жизнь, новое звучание. Пассакалия Георга Фридриха Генделя, Бразильская бахиана Эйтора Вилла-Лобоса, «Список Шиндлера» Джона Таунера Уильямса, «Ноктюрн» Петра Ильича Чайковского… — всё это вы слышали в рамках BelgorodMusicFest. Вообще я хочу издать переложения Натальи для Mezzo Music, чтобы люди могли слушать её далеко за пределами Белгорода. Например, её обработка Пассакалии Генделя для камерного оркестра, скрипки и виолончели — редчайшие ноты. И я знаю музыкантов из разных точек мира, которые копируют их по слуху и играют.

Потрясающий исполнительский уровень и страстная натура, от которой исходит невероятное количество энергии, моментально питающей слушателя — Струлёва ждут всегда с предощущением чего-то совершенно фантастического. Он на сцене как блестящий актёр, у которого много ликов и который сверхточно проживает каждую роль. Только его погружение ещё более глубокое: он входит в музыкальную стихию и растворяется в ней — рождается мелодия божественной природы. Виолончелист появился, чтобы исполнить несколько произведений. «Ноктюрн» Чайковского. Сумасшедшую, не иначе, «Польку» Альфреда Шнитке и Сергея Дрезнина. И, безусловно, премьеру, которая, как и всегда, потрясает и уже не оставляет, — «Слёзы Жаклин» Жака Оффенбаха. Струлёв расскажет о ней:

«Я люблю эту музыку с детства. Но всё руки не доходили её исполнить. Много лет мне казалось, что она женская. Думал: „Жаклин Дю Пре (знаменитая британская виолончелистка — прим. авт.) должна это играть“. И даже боялся её играть, казалось, что „Слёзы Жаклин“ — именно о Дю Пре. Моя такая личная устойчивая ассоциация. У меня ком в горле стоял, когда я смотрел фильм об этой виолончелистке, о её болезни и трагическом уходе. А в голове звучала эта мелодия. А с другой стороны, я понимал, что юбилей Mezzo Music требует особенной премьеры. И сегодня, в праздник, как никогда мне хочется открыть эту мелодию людям. Здесь, в акустике органного зала, на сцене, украшенной живыми цветами, она прозвучит как нельзя лучше. И слёзы будут символизировать не страшное горе, а раздумье, романтическую грусть. Кроме того, эта музыка открывает с другой стороны Оффенбаха, известного нам в первую очередь остроумными и жизнерадостными опереттами. Ещё приоткрою вам секрет: я планирую объединить эту музыку с балетным этюдом. Возможно, вы увидите этот номер на пятом фестивале».

Под сенью короля

Свой подарок Mezzo Music преподнёс и Тимур Халиуллин, солист-мультиинструменталист Белгородской филармонии (орган, клавесин, карильон). И славил оркестр Токкатой до минор из «Готической сюиты» Леона Бёльмана. А кроме соло, на протяжение всего вечера Халиуллин включался в ансамбли с оркестром и другими солистами, придавая музыке дополнительные краски. Скажем, совсем в ином свете предстали танго Oblivion («Забвение») Пьяццоллы и изумительной красоты Palladio валлийца Карла Дженкинса.

«Камерный оркестр Натальи Боровик — неотъемлемая часть моей творческой жизни. Без этого коллектива немыслима история органного зала, ведь музыканты Mezzo Music играли на концерте его открытия. Тогда в ансамбле с Даниэлем Зарецким (заслуженным артистом России, профессором кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова — прим. авт.) они исполнили Концерт для органа и камерного оркестра № 4 Георга Фридриха Генделя, — рассказывает Тимур. — С тех пор каждое открытие сезона не обходится без камерного оркестра — сложилась традиция».
За пять лет оркестр исполнил в этом зале пять крупнейших концертов органного репертуара (Франсиса Пуленка, Йозефа Райнбергера, Марко Энрике Босси, Генриха Шмидта, Сергея Слонимского), а в этом году впервые ещё и клавесинный (Хенрика Миколая Гурецкого).

«Я участвую в проектах Натальи Боровик, Mezzo Music — в моих, словом, мы проросли друг в друга. Многие произведения, которые мы воплощаем, — премьеры всероссийские и даже мировые. Записи наших выступлений есть в Интернете, они собирают множество просмотров. За ними наблюдают органисты всей страны. И это крайне важно для органного исполнительства в России. Что ещё интересно: многие из моих коллег не понимают, как мы обходимся без дирижёра. Ведь Наталья довольно редко дирижирует, больше играет сама. И тот факт, что концертное исполнение проходит по большому счёту без координатора, говорит о высоком уровне мастерства и профессионализма оркестрантов», — поделился Халиуллин.
Наконец, кульминация праздничного концерта. Оркестранты, Струлёв, Фукалов, Халиуллин — собрались почти все герои вечера, чтобы исполнить невообразимую по энергетике «Интродукцию и чардаш» Александра Цыганкова. Ещё не смолкли звуки, как оглушили овация и крики «Браво!». Цветочные ручьи объединили сцену и зрительный зал. И вдруг — нет, это не конец. Оркестр — живой организм, он требовал Happy Birthday to You. Финальная композиция — всевозможные стилизации на тему этой доброй песенки-шутки, без которой сегодня дни рождения не обходятся. Слушатели напевали её незамысловатые слова стоя, а в воздух летели разноцветные конфетти и ленты серпантина, стреляли хлопушки. Всех объединила атмосфера всеобщего восторга и предельно искренней, детской радости. Радости от того, что сердце Mezzo Music пульсирует в нашем городе.

Катерина Шаронова

www.belpressa.ru

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. tusechka, 30 ноября 2015:

    Спасибо Екатерине за прекрасную статью, грамотную и с журналистской, и с музыкальной точек зрения! Всегда с интересом читаю ее статьи, и радуюсь уровню "подкованности" и компетентности Екатерины! Позволю себе одно наблюдение. В статье названы ВСЕ исполнители, но ни словом не упомянута ведущая концерта, которая работает с этим коллективом 10 лет, со дня основания... Имя ведущей даже не заявлено в участниках поста вверху статьи..., хотя там есть уважаемый мной А.Горбачев...Но не думаю, что переложение А.Горбачева натолкнуло Екатерину на постановку и раскрытие тех вопросов, которые она осветила в статье, но ОБ ЭТОМ во вступительном слове и комментариях говорила ведущая концерта...

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору