Михаил Плетнёв: русская классическая музыка хорошая, оттого и популярная

Добавлено 21 декабря 2015

Александр Сладковский (дирижер), Михаил Плетнёв (фортепиано, дирижер)

Маэстро Плетнёв медленно, но верно прививает новую традицию новогоднего вечера.

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев. © /Владимир Вяткин / РИА Новости
31 декабря он предлагает провести не в кухонных хлопотах, а в Консерватории, на концерте, где будут звучать произведения Моцарта. За рояль он сядет сам, а за пульт Российского национального оркестра встанет Александр Сладковский.

Светлана Остужева, «АиФ»: Михаил Васильевич, сейчас часто звучит мнение, что современная русская литература измельчала. А современная русская музыка? Есть композиторы уровня Чайковского, Рахманинова?

Михаил Плетнёв: За последние 100 лет на людей обрушилась лавина информации. Осмыслить и переварить эту чудовищную массу пока не получается.

А та музыка, которую мы играем, — она закончилась… Вот разве что Родион Щедрин, если говорить о наших современниках. Да и то он, можно сказать, остаток прежней роскоши — он ведь ещё с Шостаковичем был хорошо знаком. Если говорить о молодых композиторах — наверное, рано или поздно должно прорасти что-то выдающееся, соразмерное прежним величинам. Впрочем, кризис сейчас, пожалуй, везде. Взять ту же живопись — ты неизбежно столкнёшься с вопросом: а что такое искусство? Трудно ответить на этот вопрос. Сейчас любой человек, взявший в руки кисть, — уже художник. Критерии размыты…
Сегодня творцы отчаянно ищут чего-то нового, свежего. Найти пока не получается. Но висит в Сикстинской капелле Мадонна Рафаэля — и веками миллионы людей специально едут, чтобы посмотреть на неё. И ей, чтобы привлекать к себе все эти миллионы, вовсе не нужно быть одетой в костюм, предположим, байкерши…

— Многие музыканты сегодня уверяют: классику надо нести в массы. И устраивают концерты, совмещая классику и джаз, рок… А ваша позиция: классику надо нести в народ?

— Давать воспитание, основанное на классике, нужно. Причём с детства — в школе, детском саду. Освоению культурного наследия должно уделяться гораздо больше внимания. Но мне не очень нравится термин «массы». Лучше говорить о воспитании просвещённого общества, которому нести ничего не надо, — оно само сможет найти то, что ему нужно, и возможность создавать новые художественные ценности.

— Русских писателей-классиков в мире ценят за то, что они смогли докопаться до таких глубин души, в которые человеку и заглянуть-то страшно. А русская классическая музыка — за что её любят и так активно исполняют в мире?

— Наверное, она просто хорошая, оттого и популярная. Русская классическая музыка неразрывно связана с европейской культурой. Наши великие творцы, используя жанры, в­озникшие в Западной Европе, окрасили свои произведения всем тем, что свойственно р­усской душе, русской культуре.

Чтобы понять свою самобытность, рус­скому человеку всегда надо посмотреть на других. Возможно, так сказывается специфика расположения России между Европой и Азией — провоцирует людей на размышления. Русские — очень активный народ. Любознательнее, чем многие. Рыщут везде, всем интересуются. Где ещё на кухнях могут кипеть такие бурные споры о судьбах человечества?! И при этом русскому человеку свойст­вен не то чтобы комплекс неполноценности, но склонность корить себя, самоедствовать. Искать, где хорошо. Способность восхищаться тем, чего нет у нас. В других странах люди гораздо больше сосредоточены на своих внутренних проблемах.

www.aif.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору