Минкультуры отказалось от грантов по конкурсу

Добавлено 20 октября 2015

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Реформа системы президентских грантов отложена на неопределенный срок

Сцена из спектакля «Экспонаты» Омского государственного академического театра драмы. Фото: Игорь Захаркин
Министерство культуры РФ отказалось от идеи распределения президентских грантов на основе конкурса. Как пояснили в пресс-службе ведомства, конкурс на гранты в нынешней ситуации выигрывали бы одни и те же учреждения культуры, поскольку показатели их работы не меняются ежегодно. Минкультуры подготовило список грантополучателей 2016 года, состоящий, как и ранее, из 83 ведущих учреждений культуры. В общей сложности они получат около 5 млрд рублей.

В проекте постановления правительства предлагается признать акты, связанные с реформой грантовой системы с 2016 года и переводом грантов на конкурсную основу, утратившими силу.

Таким образом, реформа грантов, которая была одним из главных проектов Минкультуры последних двух лет, отложена на неопределенный срок.

— Участие в конкурсе старейших и системообразующих учреждений культуры и искусства (Большой и Мариинский театры, МХТ имени А. П. Чехова, Александринский театр, Московская и Санкт-Петербургская филармонии и др.) поставило бы в заведомо неравные условия другие малоизвестные и молодые театры, концертные организации и учебные заведения и повлекло бы отрицательный резонанс на результаты конкурса, — сказали в пресс-службе Минкультуры.

Существующие гранты будут сохранены для федеральных учреждений в виде государственного задания.

Грантополучатели отнеслись к отмене реформы по-разному. Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок сказал, что его учреждение не должно соревноваться с другими театрами, поскольку давно доказало свою эффективность и хорошую работу.

— Соревнование, конкурсная основа — это смешно. Гранты всегда давались ведущим коллективам страны. Кому-то эти коллективы нравятся, кому-то нет, но других у нас в стране нет. Кроме того, во всех оркестрах-грантополучателях в объеме заработной платы работников грант составляет около 70%. Если, к примеру, у симфонического оркестра Федосеева отнять эти деньги, то люди пойдут на улицу. Поэтому было принято верное решение сохранить нынешнюю систему, — сказал Кирилл Крок.

Директор государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева Наталья Митина уверена, что при конкурсной системе их коллектив не выдержал бы конкуренции, и назвала эту систему «унижением».

— Наш коллектив не такой медийный, как эстрадные коллективы. Любой конкурс — это поддержка коллектива людьми, с которыми заранее договорились. Будут одни и те же получать. И мы вообще не должны конкурировать, потому что это унижение, — говорит Наталья Митина. — Я считаю, что необходимо сделать пожизненный грант для национальных коллективов, которым более ста лет. Страна может справиться с тем, чтобы в любой кризис поддерживать свое национальное достояние.

Ренат Мухамедьяров, директор Саратовского академического театра оперы и балета, напротив, признался, что его коллективу было бы интересно поучаствовать в конкурсе на грант.

— Мы ждали положения о конкурсной системе, хотели поучаствовать. Я высоко оцениваю работу нашего коллектива, — сказал Ренат Мухамедьяров. — Но не буду лукавить, для нас как для грантополучателей важно, чтобы грантовые выплаты сохранились. Мы получили в этом году 78 млн рублей, и коллектив приспособился к этой сумме. И каким-то образом мы должны будем изыскивать эти деньги, если грант отменится.

Директор Омского государственного академического театра драмы Мир Бывалин не готов соревноваться с другими коллективами в рамках конкурсной системы.

— Если правительство поддержало коллектив один раз, то уже отменять грант нельзя. Наш театр зарабатывает в год 40 млн, но этого недостаточно. На них мы только содержим здание театра и служебные квартиры, выпускаем новые постановки. Зарплата коллектива целиком состоит из грантовых денег. Конечно, можно продавать дороже билеты, но прожиточный минимум населения нашего города не позволяет увеличить цены, — сказал Бывалин.

Система грантов президента России для ведущих творческих организаций и образовательных учреждений в сфере культуры была учреждена в 2003 году для сохранения их кадрового потенциала. В числе первых грантополучателей были два главных театра страны ― Большой и Мариинский, две консерватории ― Московская имени Чайковского и Санкт-Петербургская имени Римского-Корсакова, а также три оркестра: Госоркестр имени Светланова, Большой симфонический оркестр имени Чайковского и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Олег Кармунин, Юлия Майорова
izvestia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору