Мир для маэстро

Добавлено 28 марта 2015

Концертный зал имени Чайковского, Борис Березовский (фортепиано)

Музыканты из разных стран мира отметят в Москве день рождения Мстислава Ростроповича

В последние годы Темирканов выступает в Москве только на фестивале Ростроповича. Фото: Гайдук Александр
Шестой год подряд 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, в Большом зале консерватории открывается Международный фестиваль его имени. Проводит его дочь великого музыканта Ольга Ростропович. Ей всегда удается собирать афишу элитного класса, в которой представлены ведущие оркестры, дирижеры, солисты из разных стран мира. О том, что ждет публику на Шестом фестивале Мстислава Ростроповича, Ольга Ростропович рассказала читателям «Российской газеты».

Ольга Ростропович:
К сожалению, повлияли. У меня был проект, который я готовила три года, — «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в исполнении римского оркестра и хора Национальной Академии Санта Чечилия с Антонио Паппано. Но в декабре выступление Санта Чечилии пришлось отменить. Это было очень тяжело и для меня, и для музыкантов, которые очень хотели приехать в Москву.По афише фестиваля создается впечатление, что нынешний финансовый кризис и текущая ситуация в мире не повлияли на программу фестиваля.

Между тем на фестиваль приедут известнейшие европейские коллективы: итальянский Maggio Musicale Fiorentino, австрийский Vienna Tonkunstler Orchestra, швейцарский Orchestre de Chambre de Lausanne. Как удается удерживать этот уровень фестиваля?

Ольга Ростропович: Надо понимать, что у музыкантов такого класса графики расписаны на годы вперед, и сегодня мы уже работаем с программой следующего фестиваля. Еще скажу: с самого начала на нас смотрит звезда удачи, потому что отказов со стороны музыкантов у нас никогда не бывает. Это связано и с именем Мстислава Леопольдовича, и с тем, что многие из участников фестиваля — это его партнеры по сцене, коллеги, ученики. И все они рады играть в его честь.

В день рождения Мстислава Ростроповича на сцену Большого зала консерватории выйдет Юрий Темирканов с Заслуженным коллективом России. Замечено, что в последние годы он выступает в Москве только на вашем фестивале. Как добиваетесь этого?

Ольга Ростропович: Я сажусь и уговариваю его до тех пор, пока он не согласится. Очень люблю Юрия Хатуевича не только как великого музыканта, но и как интереснейшего, многогранного человека, аристократа и в музыке, и в жизни. Даже просто находиться в его обществе — счастье. Я попросила, чтобы Юрий Хатуевич включил в программу концерта Симфонические вариации Эдуарда Элгара на тему «Энигма». Помню, как он открывал наш первый фестиваль и сыграл на «бис» одну коротенькую элгаровскую вариацию. Я тогда обливалась слезами, и то же самое происходило вокруг меня. Захотелось, чтобы эти Вариации прозвучали в папин день рождения.

Ольга Ростропович: Обычно программу фестиваля формирую я. Но с Зубином Метой получилось так, что он предложил мне сначала другую программу — французскую. А тут на мой фестиваль в Баку приехал Борис Березовский, и я услышала, как он играет Второй концерт Сергея Рахманинова. Вдруг так захотелось соединить его с Зубином Метой — причем не во Втором, а в Третьем концерте Рахманинова! Я попросила маэстро об этом, хотя понимала, что с предложенной им программой концерт Рахманинова не сочетается. Зубин Мета пошел навстречу и полностью поменял программу. Теперь в исполнении итальянского оркестра мы услышим русскую музыку: Мусоргского, Рахманинова, Шестую симфонию Петра Чайковского. Папа очень любил Шестую симфонию, дирижировал ею много раз. Мне же, кроме прочего, любопытно посмотреть на свою алхимию — как соединятся Березовский и Зубин Мета.Другой ваш постоянный гость — симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты приезжает на этот раз с необычной программой — русской. Это была его идея?

Одна из программ фестиваля будет посвящена Георгию Свиридову. Причем выступать с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова будет украинский тенор Дмитрий Попов, который выступал когда-то и с Мстиславом Ростроповичем.

Ольга Ростропович: Я не могла пропустить 100-летие Георгия Свиридова. Он, кстати, жил когда-то в одном доме с нами. Родители общались с ним на уровне: здравствуйте — до свидания… Тесной дружбы не было. Он никогда не бывал у нас в доме. Но музыку его мама очень ценила. Был такой случай: мы слушали по телевидению концерт — выступала Людмила Зыкина с хором и оркестром. Зыкина пела совершенно удивительным голосом. Мама была в абсолютном восторге. Но мы никак не могли вычислить, что звучит. И только потом узнали, что это была вокально-симфоническая поэма Свиридова «Памяти Есенина».

Почему так получилось, что Галина Вишневская не пела ни одного его цикла?

Ольга Ростропович: Она пела циклы, ей посвященные: Шостаковича, Прокофьева, Бриттена. А со Свиридовым, наверное, так получилось потому, что в 1974-м году, когда у него наступил период расцвета, мы уехали. А в предшествующие годы он вряд ли стал бы писать для политических недругов, для тех, кто прятал у себя Солженицына. В этом году Георгию Свиридову 100 лет, а Сергею Есенину — 120. Поэтому на фестивале прозвучит свиридовское сочинение «Поэма памяти Сергея Есенина», а Дмитрий Попов будет солировать. Он согласился приехать, и я считаю, это правильно, потому что, если ты хочешь выразить какую-то позицию, то музыкой можно сказать больше, чем словами.

По традиции вы выведете на сцену юных музыкантов Фонда Ростроповича?

Ольга Ростропович: Да, мы сделаем посвящение Сергею Прокофьеву, потому что всегда посвящаем хотя бы один концерт творчеству папиных кумиров. 29 марта в Большом зале консерватории будут выступать стипендиаты Фонда Ростроповича — 13-летний пианист Саша Малофеев и 15-летняя виолончелистка Лизи Рамишвили. Саша исполнит Третий концерт Прокофьева, а Лизи, которую мы отправили учиться в Кронберг к Францу Хельмерсону, сыграет редко исполняемое произведение Прокофьева — Концертино для виолончели с оркестром. Прокофьев начал писать его в декабре 1952 года, сразу после окончания Симфонии-концерта для виолончели. А в марте 1953 года он умер, не успев закончить Концертино. Полностью им была написана только вторая часть. Папа, который, как известно, присутствовал при написании Симфонии-концерта, с которым Прокофьев советовался, что можно сделать, а что нельзя на виолончели, был в курсе устных замечаний композитора, знал его наброски, поэтому он закончил Концертино: написал половину первой части, третью часть, целиком сделал окончательную редакцию. Ноты мы нашли у нас в архиве. Для меня это будет очень важный концерт, потому что я считаю, мы должны слушать наших талантливых ребят. Это будущее нашей культуры. И когда нас уже не станет, именно они будут ее прославлять.

А в России в этом году фестиваль Ростроповича представит свою программу?

Ольга Ростропович: Мы планируем в декабре поехать в Оренбург, где ежегодно проводим фестиваль Мстислава Ростроповича. Это город, с которым связаны многие поколения нашей семьи. Там жили мой прадедушка и прабабушка по папиной линии — Федотовы. Они основали там первую музыкальную школу. Я хочу повезти туда спектакль Центра оперного пения Галины Вишневской — «Царскую невесту» Римского-Корсакова. В Оренбурге нет оперного театра, и когда в прошлом году мы привезли туда «Бориса Годунова» и показали его на сцене Драматического театра, успех был невероятный. Билеты невозможно было достать. И я была счастлива, что могу сделать что-то хорошее для города, который папа очень любил.

Афиша фестиваля
27 марта, Большой зал консерватории. Заслуженный коллектив России под управлением Юрия Темирканова.

28 марта, Концертный зал Чайковского. Maggio Musicale Fiorentinо под управлением Зубина Меты, Борис Березовский (ф-но).

29 марта, Большой зал консерватории. Стипендиаты Фонда М. Л. Ростроповича. БСО им. П. И. Чайковского, дирижер Казуки Ямада.

30 марта. Большой зал консерватории. Vienna Tonkunstler Orchestra. Дирижер и солист Рудольф Бухбиндер (ф-но).

31 марта. Георгию Свиридову посвящается. Госоркестр имени Е. Ф. Светланова. Дирижер Александр Ведерников, Дмитрий Попов (тенор).

2 апреля. Большой зал консерватории. Orchestre de Chambre de Lausanne. Дирижер Андрис Пога, Трулс Морк (виолончель).

Ирина Муравьева
«Российская газета» — Федеральный выпуск № 6635 (64)

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору