Мир симфонической мысли

Добавлено 28 ноября 2017

Дворец Белосельских-Белозерских, Иван Александров (композитор, фортепиано)

Концерт во дворце Белосельских-Белозерских

Один из ведущих музыкальных коллективов Северной столицы Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр в сезоне 2017/2018 года отмечает свой полувековой юбилей. В истории оркестра немало ярких имен дирижеров и исполнителей, незабываемых музыкальных событий. С января 2017 года оркестр вновь возглавляет заслуженный артист России профессор Александр Титов. Коллектив обрел новое дыхание, ощутил прилив творческой энергии. Сохраняя верность славным просветительским традициям оркестра, заложенными дирижерами Н. Рабиновичем, Э. Серовым, Р. Мартыновым, оркестр и его художественный руководитель привлекают слушателей разнообразными программами, интересными абонементными циклами, открывающими новые и малоизвестные страницы музыки.

19 ноября в зале Дворца Белосельских-Белозерских состоялся второй концерт абонемента «Шедевры трех столетий». Оркестром дирижировал Юрий Лебедев. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу симфонического дирижирования А. Титова, Лебедев уже много лет живет и успешно работает в Германии. Но он не порывает связей с Петербургом и в четвертый раз встает за пульт этого оркестра.

В первом отделении концерта прозвучали популярные сочинения К. Сен-Санса (1835−1921): «Вакханалия» из оперы «Самсон и Далила» и Концерт для виолончели с оркестром № 1 ля минор (солист — Евгений Лушников, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, класс профессора А. П. Никитина). Музыка Сен-Санса — светлая, романтически приподнятая, по-французски элегантная — всегда была любима в России. Сен-Санса связывала дружба с П. И. Чайковским и многими русскими музыкантами. И сегодня музыка Сен-Санса дарит слушателю радость и художественное наслаждение.

А вот во втором отделении были исполнены сочинения, неизвестные не только широкой аудитории, но и многим музыкантам. Концерт для гобоя с оркестром Андрея Яковлевича Эшпая (1925−2015), написанный в 1982 году, имел бурный успех на первых исполнениях в Москве и заслуженно был удостоен Ленинской премии. Это произведение по праву считается одним из самых проникновенных, мастерских сочинений композитора и одним из лучших гобойных концертов в мировой литературе. В Петербурге Концерт для гобоя впервые прозвучал в тот вечер. Известный петербургский композитор и пианист Иван Александров, знаток и поклонник музыки

А. Эшпая, порекомендовал молодой талантливой гобоистке Озге Инджи исполнить Концерт для гобоя в абонементе «Шедевры трех столетий». Александров и сам принял участие в исполнении, сыграв партии фортепиано и челесты.

Озге Инджи — уроженка Турции, получила музыкальное образование в европейских вузах и с 2015 года является концертмейстером группы гобоев Санкт-Петербургского ГАСО. По совету Александрова Инджи познакомилась с музыкой гобойного концерта Эшпая в превосходной интерпретации московского гобоиста Анатолия Любимова, которому посвящен Концерт. Она была потрясена глубиной и красотой музыки композитора, дотоле ей неизвестного. По признанию Эшпая, в этом сочинении он сломал стереотипную форму инструментального концерта и перевел повествование «в мир симфонической мысли». Гобоистка виртуозно исполнила стилистически разнообразную (от фольклора и барокко до джаза), виртуозную партию солирующего гобоя. Она трепетно — по ее словам, «до мурашек на коже!» — передала чувства и размышления автора этого прекрасного лирико-философского произведения.

Музыка Эшпая стала откровением и для дирижера Юрия Лебедева. Готовясь к концерту, он прослушал многие партитуры Эшпая, был покорен талантом и мастерством композитора. Вдохновенное исполнение Гобойного концерта Эшпая О. Инджи и оркестром под управлением Лебедева стало лирической кульминацией программы.

Завершился концерт динамичным исполнением симфонической сюиты из балета «Лавка чудес» О. Респиги. В этом балете известного итальянского композитора первой половины ХХ века также есть «русский след». Он написан по заказу Сергея Дягилева и создан хореографом Леонидом Мясиным. Балетная сюита из восьми жанрово и эмоционально контрастных частей звучит в концертах нечасто.

Хочу отметить, что оба солиста симфонической программы — виолончелист Евгений Лушников и гобоистка Озге Инджи — являются артистами оркестра. Их мастерство свидетельствует, что оркестр обладает большим исполнительским потенциалом, позволяющим его артистам выступать в сольных партиях. Как рассказал художественный руководитель оркестра А. В. Титов, его принципиальная творческая позиция — формировать оркестровый коллектив из музыкантов широкого профессионального диапазона. В музыкантской многоплановости и мобильности артистов оркестра — залог его новых достижений.

Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору