Предстоящие мероприятия











Москва
с 27 февраля 2017 по 23 апреля 2017

Читайте на эту же тему





Молодежный оркестр Поволжья даст единственный концерт

Добавлено 19 августа 2014

Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин), Валентин Урюпин (кларнет, дирижер), Тольяттинская филармония

20 августа в Тольяттинской филармонии состоится единственный в этом сезоне концерт Молодежного симфонического оркестра Поволжья в рамках Международного фестиваля искусств «Классика OPEN FEST – 2014».

Его появление на сцене публика всегда ждет с особым предвкушением и встречает с необыкновенным энтузиазмом. На нынешнем фестивале МСО Поволжья будет представлен в специфическом, камерном составе, то есть только струнной группой. Выступление камерного оркестра в филармонии – событие довольное редкое, и в четверг, 20 августа, у поклонников классической музыки появится долгожданная возможность насладиться мягким, бархатистым звучанием струнных инструментов в лучшем акустическом зале города.

Валентин Урюпин
Дирижерами выступят заслуженный артист России Анатолий Левин (Москва), профессор Национальной консерватории Узбекистана Владимир Неймер (Ташкент), молодые одаренные исполнители и дирижеры Валентин Урюпин и Максим Емельянычев (Москва).

Своеобразным превью этой программы можно считать одно из сочинений, представленных на вечере 18 августа. Это Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А.Вивальди (солисты – Т. Гилязутдинов, А. Неберикутин и М. Емельянычев), один из шедевров барочного концерта, который был исполнен с изумительной точностью и чувством стиля.

20 августа слушателей ожидает заключительный вечер музыкального триптиха «Посвящение Дмитрию Волкову», блестящего виолончелиста, солиста МСО Поволжья, который безвременно покинул этот мир около трех месяцев назад, будучи в самом начале многообещающей карьеры в США. Программа концерта подобрана в соответствии с тематикой. Сочинения Гайдна, Моцарта, Бруха, Шостаковича повествуют о творчестве и смерти, о звуках – и молчании, о радости обретения и о горечи утраты.

Откроет программу медленная часть и финал Концерта для фортепиано и струнного оркестра Ре мажор Й. Гайдна (солист – Максим Емельянычев). Это образец классического концерта с душевными лирическими соло во второй части и искрометными пассажами в финале, полном энергии и жизнелюбия.

Адажио и фуга до минор В. Моцарта представит яркий контраст прозрачному гайдновскому концерту. Это сочинение стало итогом углубленного изучения Моцартом полифонического искусства «старых мастеров», прежде всего, И. С. Баха. Мрачное и суровое звучание, композиционная строгость, эмоциональная и стилистическая сдержанность этого произведения вызывают ассоциации с готической архитектурой.

Усилит эмоциональную напряженность программы «Kol Nidrey» М. Брухавариации для виолончели с оркестром, написанные в 1881 году. «Кол Нидрей» – это молитва, которую читают в синагоге в начале вечерней службы на ежегодный праздник Йом-Кипур. В еврейской традиции — самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Суть этой молитвы – в отказе от обетов, зароков и клятв того, кто давал их. Эта религиозная традиция преисполнена глубокой мудрости. Сочинение М. Бруха стало романтической музыкальной интерпретацией этого текста. Особую личную тональность вариаций в контексте концерта сообщит тембр солирующей виолончели, который символизирует на фестивале образ музыканта Дмитрия Волкова.

«Камерная симфония» Д. Шостаковича является переложением для струнного оркестра его Квартета №8. Этот квартет – одно из самых трагических сочинений Шостаковича, воплотившее множество дум о былом и грядущем, о страдании и о цене свободы. Он возник неожиданно, во время работы над партитурой к фильму «Пять дней, пять ночей» в Дрездене. Это единственное произведение композитора, написанное им за рубежом. Формально оно посвящено «памяти жертв фашизма и войны». Но собственные унижения, постоянная опасность за себя, родственников, коллег, которой Шостакович подвергался в сталинскую эпоху, и память о массовом терроре составляют эмоциональную доминанту этого сочинения.

В письме близкому другу И. Гликману Шостакович писал: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей»…».

Многослойность проблематики сочинения, его экспрессивность и эмоциональная напряженность оправдывают сложность музыкального языка. А обилие тематического материала, возможности которого раскрываются в сжатых композиционных рамках, обусловили его развитие скорее в симфоническом, чем в камерном масштабе.

В завершение концерта прозвучат «Две элегические мелодии» для струнного квинтета Э. Грига: «Сердечные раны» и «Последняя весна». Несмотря на трагичность названия, пьесы Грига полны гармонии и умиротворения, эмоциональной цельности и надежды. Они станут светлым лирическим завершением непростого, но насыщенного переживаниями концерта.

Не пропустите одно из интереснейших событий фестиваля «Классика OPEN FEST – 2014»! Начало концерта в 19:00. Заказ билетов по телефону 222-600 (филармония) и на сайте www.filarman.ru.

Александра Орина, музыковед

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору