Предстоящие мероприятия






Самара
4 декабря 2016

Самара
4 декабря 2016


Самара
10 декабря 2016


Самара
11 декабря 2016



Самара
13 декабря 2016

Самара
15 декабря 2016


Самара
21 декабря 2016



Читайте на эту же тему





24 ноября 2014


Момент истины самарского оркестра

Добавлено 24 ноября 2014

Александр Гиндин (фортепиано), Московская академическая филармония, Самарская филармония, Концертный зал имени Чайковского

Наши музыканты выступили в столичном Зале имени Чайковского

Успех симфонического коллектива нашей филармонии превзошел все ожидания

На днях академический симфонический оркестр Самарской филармонии совершил гастрольную поездку в Москву. Коллектив выступил на одной из лучших концертных площадок столицы — в Зале имени Чайковского. В кои-то веки на гастроли местного коллектива был приглашен пишущий о культуре самарский журналист. Этот материал написан под живым впечатлением от гастролей.

В академической компании

Московские гастроли оркестра были посвящены приближающемуся 75-летнему юбилею Самарской филармонии и самого коллектива. Выступление оркестра прошло в рамках столичного филармонического абонемента сезона 2014 — 2015 годов «Симфонические шлягеры».
Шлягеры, или особо популярные у слушателей произведения, — это не только, как принято считать, легкие песенки и танцевальные мелодии. Этп категория включает огромный пласт классических и современных музыкальных шедевров разных жанров, которые испокон века исполняли в своих концертах самые выдающиеся инструменталисты и коллективы.
Именно такова программа абонемента «Симфонические шлягеры», участниками которого, наряду с самарским оркестром, являются выдающиеся академические столичные коллективы: симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов, симфоническая капелла России, дирижер Валерий Полянский, и симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Компания — что надо. Да и фамилии авторов исполняемых произведений заставляют снять шляпу: Глинка, Чайковский, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян, Берлиоз, Лист, Сибелиус — всех не перечесть.

Тринадцать лет спустя

В субботний вечер 15 ноября «Чайковский» оказался заполненным под завязку. Свободных мест не было даже на подпирающей потолок галерее, опоясывающей зал. Публика — типичная московская интеллигенция — люди, знающие толк в музыке, которые слышали все и вся и которых трудно чем-либо удивить, а тем более — обвести вокруг пальца.
Между тем со времени последнего выступления в столице имеющего немало поклонников в родных пенатах самарского оркестра минуло…13 (!) лет. Так что этот концерт для многих музыкантов являлся по существу ответственной московской премьерой.

В мажорном ключе

Уже на предшествовавшей концерту репетиции стало ясно, что вечернее выступление станет знаковым для нашего оркестра. Не мог вспомнить столь объемное и яркое по тембру, легко и свободно заполняющее огромное пространство зала звучания всех групп его инструментов.

И действительно, концерт подарил не всегда свойственные нашему коллективу исполнительские откровения, которые даже искушенные московские слушатели оценили по достоинству. Великолепная акустика столичного зала сделала чудеса: куда подевалось ставшее привычным для самарского стационара напряженное и тусклое звучание инструментов — оно наполнилось воздухом и словно парило в пространстве. Постепенно преобразились и музыканты, в их манере появилась раскованность, особый внутренний подъем.

Программу открыла прозвучавшая в интерпретации маэстро Щербакова как эмоциональный порыв ранняя симфоническая миниатюра Александра Скрябина — поэма «Мечты» со ставшими впоследствии типичными для композитора острыми гармониями и экспрессивными эмоциональными взлетами.

И еще одно раннее произведение русского гения — Первый фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Выбранная Александром Гиндиным первая — юношеская редакция этого незаслуженно остающегося в тени концерта стала для многих слушателей его новым открытием. Наполненная ароматом надежды и светлых предчувствий музыка концерта с блистательно исполненной Гиндиным в безупречном ансамбле с дирижером и оркестром фортепианной партией у автора этих строк вызвала ассоциации с приподнятой атмосферой солнечных мелодий Исаака Дунаевского и Александры Пахмутовой.

Терпкий аромат Востока

Концерт с прекрасно подобранной программой шел по нарастающей. Прозвучавшая во втором отделении симфоническая поэма Николая Римского-Корсакова «Шехерезада» как нельзя лучше вписалась в праздничную атмосферу вечера. Терпкие гармонии, живописующие сказочные сюжеты таинственного Востока, томно-страстные, обволакивающие пассажи солирующей скрипки во вдохновенном исполнении Ирины Смоляковой и, наконец, бурные всплески эмоций в кульминациях — от всего этого буквально захватывало дух. Публика, наградившая музыкантов овацией, не собиралась их отпускать, да и они сами готовы были играть и играть. Последовала череда совершенно блестяще исполненных на бис, мгновенно узнаваемых и неизменно встречаемых аплодисментами классических шлягеров: Пятый и Шестой венгерские танцы Брамса и, наконец, искрометный русский танец Чайковского.

Успех самарского филармонического оркестра в столице превзошел все ожидания. Концерт превратился в столь желанное, но редко достижимое эмоциональное единение артистов и слушателей. А для самарских музыкантов он несомненно стал подлинным моментом истины и артистического счастья.

КОММЕНТАРИИ

Александр Чайковский, композитор, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России:

«Я очень рад, что сегодня в Москве у академического симфонического оркестра Самарской филармонии был такой большой успех. Чересчур долго — целых 13 лет коллектив не приезжал в столицу. Таких перерывов делать нельзя. За это время сменилось два поколения слушателей, и столичная публика забыла, что из себя представляет этот оркестр, да и существует ли он вообще. Концерт в Зале имени Чайковского был по-настоящему хорошим. Вся программа исполнена очень достойно, хотя у оркестра, конечно, есть проблемы: какие-то духовые инструменты сыграли более, какие-то — менее удачно. Но в целом все музыканты играли чисто, аккуратно, и это очень важно.

Концерт стал свидетельством того, что у самарского оркестра большой потенциал. Но этому потенциалу нужно помочь раскрыться. Главное заключается в том, что нужно срочно решать проблему акустики в зале Самарской филармонии — основной площадки оркестра. В столичном Зале имени Чайковского для этого потребовалось несколько лет напряженной работы с привлечением зарубежных специалистов. Зато результат превзошел все ожидания. Сегодня акустика Зала имени Чайковского, пожалуй, даже лучше, чем Большого зала консерватории. И многие знаменитые оркестры предпочитают играть именно в нем. Решение подобной задачи вполне реально и в Самаре.

По ходу концерта самарский оркестр постепенно приноровился к акустике зала и технологически стал играть иначе — красивым звуком, без того напряжения, которое осталось у меня в памяти от его игры на стационаре. Звучание оркестра ощутимо улучшилось уже во втором отделении концерта, тем более, что маэстро Щербаков своей неуемной энергией сумел „завести“ не только музыкантов, но и зал. Если же оркестру предоставить возможность поиграть в таких условиях определенное время, он будет неузнаваем. Надеюсь, что московский концерт явится для этого своеобразным стартом».

Ольга Петрова, кандидат искусствоведения, профессор Московского университета культуры и искусств:

«Концерт самарского оркестра подарил незабываемые впечатления. Меня особенно порадовало, что в нашей провинции есть такой замечательный коллектив и что им руководит такой интересный, эмоциональный дирижер. Михаил Щербаков прекрасно взаимодействует с коллективом, он действительно вдохновляет музыкантов и ведет их за собой, а они, в свою очередь, отвечают ему полным взаимопониманием. Первый фортепианный концерт Рахманинова, в котором солировал Александр Гиндин, был исполнен на одном дыхании. Мне открылись новые грани сочинения, а это очень интересно и значительно. Совершенно потрясающе, с массой оттенков и тонких нюансов прозвучала симфоническая поэма Римского-Корсакова „Шехерезада“ — произведение, которое я особенно люблю. Замечательно играла солистка-скрипачка Ирина Смолякова. И конечно, блистательные бисы, которые буквально взорвали публику. Испытываю чувство гордости за нашу русскую провинциальную культуру. Непременно поделюсь своими впечатлениями с коллегами и буду ждать следующее выступление самарского оркестра в Москве, которому хочу пожелать новых творческих достижений».

Там Хок Чиу (Китай), аспирант Московского государственного университета:

«Я занимаюсь историей, но меня очень интересует музыка. Люблю произведения русских композиторов, особенно Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. Рад, что посетил этот прекрасный концерт и услышал такой замечательный оркестр. Прозвучавшая редакция Первого фортепианного концерта Рахманинова — это его подлинная музыка. Я предпочитаю именно эту редакцию, много раз слушал ее в записи и вот сегодня, наконец, услышал в живом исполнении. У меня есть и записи „Шехерезады“ Римского-Корсакова в исполнении оркестра под управлением Светланова. Как замечательно написано русским композитором это сочинение, в котором передана атмосфера Востока. У меня не хватает слов, чтобы выразить восхищение концертом, музыкантами самарского оркестра, солистами и блестящим маэстро».

Александр Гиндин, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, пианист, солист Московской филармонии:

«В Москве чрезвычайно насыщенная концертная жизнь, постоянно происходит много чего интересного. Но и концерт оркестра Самарской филармонии, не последнего в табели о рангах среди российских коллективов, для столицы — большое событие. Это серьезная культурная акция, своеобразная проверка на прочность и для самого коллектива, и для организаторов гастролей. Это еще и хороший „звоночек“, свидетельство того, что российская культура представляет собой единое целое: не одним же только московским коллективам играть на столичных подмостках.

Лично для меня эти гастроли — еще одна замечательная возможность сыграть с самарским оркестром в Москве. Это вдвойне приятно, так как Самара для меня город особенный: в нем я впервые в жизни играл с оркестром. Это было в начале 1990-х годов на музыкальном фестивале „Молодые звезды XXI века“. С тех пор у нас в стране многое изменилось, но между той первой и нынешней встречей у нас с самарским оркестром была большая совместная творческая жизнь. Я много раз приезжал в Самару, привозил разные программы, которые были мне интересны, и всегда встречал понимание и поддержку в филармонии, что для артиста очень важно. В Самаре всегда играю с большой радостью и самыми теплыми человеческими чувствами. В городе у меня много близких, проверенных временем друзей. Всех музыкантов оркестра знаю в лицо, как своих. Это нельзя подменить ничем. Человеческие контакты, которые создаются годами, дороже всяких денег. Думаю, они будут продолжаться и в будущем».

Валерий ИВАНОВ
№ 172 (6840) от 21.11.14
samarskieizvestia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору