Предстоящие мероприятия

Москва, Санкт-Петербург
с 23 сентября 2016 по 9 июня 2017




Москва, Пушкино, Химки, Ногинск, Дубна, Балашиха, Талдом...
декабрь 2016





Москва
11 декабря 2016


Москва
12 декабря 2016


Москва
15 декабря 2016

Москва
24 декабря 2016

Уфа
27 декабря 2016


Москва
29 декабря 2016




Москва
с 9 января 2017 по 15 января 2017


Москва
19 января 2017

Москва
27 января 2017

Читайте на эту же тему







«Моцарта нельзя играть «с холодным носом»

Добавлено 25 января 2014

Лукас Генюшас (фортепиано), Вячеслав Грязнов (фортепиано), Алексей Володин (фортепиано), Московская консерватория, Международный фестиваль искусств «Арт-Ноябрь», Филипп Копачевский (фортепиано), Пётр Лаул (фортепиано), Малый зал Московской консерватории, Большой зал Московской консерватории, Рахманиновский зал Московской консерватории, Камерный зал ММДМ

Главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов — о том, чем уникален «Моцарт-Марафон», назначении Тугана Сохиева в Большом театре и «музыке для лифтов»

25 января в рамках Международного фестиваля искусств стартует «Моцарт-марафон»: в течение пяти дней в столице прозвучат все концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром.

В Рахманиновском, Малом и Большом залах Московской консерватории, а также в Камерном зале Международного дома музыки выступят ведущие музыканты как из России, так и из-за рубежа: Петр Лаул, Вячеслав Грязнов, Алексей Володин, Лукас Генюшас, Филипп Копачевский, Сергей Каспров, Эндрю Тайсон (США), Марко Чьямпи (Италия), Карл Крамер-Йохансен (США-Норвегия) и др.

Аккомпанировать все дни солистам будет оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Феликса Коробова. О подробностях музыкального марафона главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко рассказал корреспонденту «Известий».

— Как вы попали на «Моцарт-марафон»?

— Это наша давняя дружба с организатором и художественным руководителем фестиваля «Арт-ноябрь» Натальей Рубинштейн. У «Моцарт-марафона» была предыстория — «Бах-марафон» два года назад. Тогда в один день мы с камерным оркестром Московской консерватории сыграли все концерты Баха: начали в 10 утра и в 10 вечера закончили. Помнится, выйдя со сцены почти без сил после последнего концерта, я сказал Наташе, что теперь осталось только сделать марафон из всех симфоний Гайдна или Мясковского (их у композиторов 104 и 27 соответственно. — «Известия»). И вот полгода назад она позвонила и сказала, что будет «Моцарт-марафон»: все инструментальные концерты. Такое количество в один день уместить невозможно, поэтому будет пять дней и четыре зала.

— Это непростая задача — аккомпанировать солистам пять дней подряд.

— Оркестрантам, конечно, тяжело. Но постепенно открывается второе, третье дыхание. Солистов много, они все замечательные, но у каждого своя манера, свое отношение к Моцарту, свое чувствование. И, конечно, очень не хочется, чтобы это был поток безличностного аккомпанемента. В этом — сложность. Многих солистов мы знаем, есть среди них и мои друзья — например, Петр Лаул или один и моих любимых учеников — Кирилл Кравцов. Но есть и те, кого мы впервые увидели на репетиции, всего на полчаса, и за это время должны понять и принять их манеру исполнения: в следующий раз мы увидимся уже на концерте.

— Говорят, что при всей легкости Моцарта для исполнения это очень сложный композитор.

— В первую очередь — из-за стилистических проблем. Для меня Моцарт — очень близкий, но сложный композитор. Как говорит один из лучших интерпретаторов Моцарта Пауль Бадура-Шкода, стиль исполнения Моцарта меняется раз в 7–8 лет, и это отнюдь не зависит от людей, живущих в Австрии или Германии. Просто появляется яркая личность, и вдруг меняется вообще всё отношение к Моцарту. В кажущейся простоте и каких-то привычных нашему слуху оборотах таится глубокое содержание, сердце — его нельзя играть «с холодным носом».

— Насколько Моцарт созвучен современному слушателю?

— Любая хорошая музыка всегда созвучна современному слушателю. Другое дело, что нужно заниматься, воспитывать, привлекать публику в зал. Публика должна понять, как это интересно и насколько живой концерт лучше, чем вставленный в машине CD. Это совсем другие впечатления, эмоции. Ведь люди приходят на концерт в первую очередь за эмоциями, просветлением, чувствами, которых они не могут в реальной жизни испытать. В этом — сила музыки и «живого» концерта. В противном случае Моцарт действительно становится, как говорят англичане, «музыкой для лифтов». В каждом отеле играет «Маленькая ночная серенада», а в каждом супермаркете весь декабрь — «Щелкунчик» Чайковского. Но этот «Щелкунчик» — совсем не тот, что «Щелкунчик» 31 декабря в Большом театре или Театре Станиславского и Немировича-Данченко.

— Но марафоны должны быть очень привлекательны.

— Да, потому что людям интересно — а как это? Я помню зрителей, которые смогли высидеть в зале весь «Бах-марафон». Билеты продавались на каждые два часа. Но некоторые из тех, кто изначально пришли только на утренний концерт, потом покупали билеты дальше и так — до конца дня. Это очень интересно — погрузиться в Моцарта, услышать, как менялся композиторский стиль, соотнести развитие концерта с судьбой, жизнью и наконец просто услышать живьем те концерты, которые исполняются крайне редко. Это как в анекдоте: сколько симфоний написал Бетховен? Три: третью, пятую и девятую. Сколько концертов Моцарта звучит в реальной концертной жизни? Из 40 — от силы 5–7. Многие концерты почему-то считаются школьными и не исполняются «серьезными» музыкантами. Что абсолютная ерунда, ведь Моцарт гениален во всем. Каждое его произведение — маленький шедевр. Иногда — большой.

— А любимый шедевр Моцарта у вас есть?

— Главный принцип — любить то, что исполняешь в данный момент, иначе в нашей профессии нельзя. У меня есть любимые концерты не в смысле нот, а в смысле вечеров на сцене. Мне повезло, у меня в жизни были дивные совместные концерты Моцарта с чудесными музыкантами: последние лет семь мы музицируем совместно с Паулем Бадура-Шкода, это человек–легенда! Или вечер с 20-м концертом Моцарта в Санкт-Петербургской филармонии с заслуженным коллективом и Петром Лаулом: вдруг — фантастическое ощущение от публики, зала, музыки. Сказка. Вехи в Моцарте всегда присутствуют.

— Помимо Моцарта у вас также обширный план работы в качестве главного дирижера в театре. Что ожидается в ближайшее время?

— У нас получился очень насыщенный сезон. В начале была премьера «Тангейзера», еще не прошла эйфория от премьеры «Итальянки в Алжире» (Последняя премьера сезона-20012/13. — «Известия»). В апреле этого года премьера «Аиды» Верди в постановке Петера Штайна. Уже начались вокальные репетиции, а с начала февраля он сам приедет работать с нами. В балете предстоит очень серьезная, в том числе с музыкальной точки зрения, премьера «Манон». Ну и завершит сезон премьера «Дон Жуана» Моцарта в постановке художественного руководителя оперы Александра Тителя.

— Что сейчас вызывает больший интерес у публики? В последнее время всё внимание общественности приковано к балету…

— Опера и балет — абсолютно разные жанры, на которые ходит абсолютно разная публика. Очень мало тех, кто посещает и оперу, и балет или просто «ходят в театр». Но, как говорил мой учитель, Рафаэль Рубенович Давидян, не волнуйтесь, аплодисментов на всех хватит.

— На днях гендиректор Большого театра, экс-директор вашего театра Владимир Урин объявил о назначении на должность главного дирижера театра Тугана Сохиева. Как вы это воспринимаете?

— На сегодняшний день для театра это идеальный вариант. Туган Сохиев молод, с абсолютно сложившейся европейской карьерой: он свой и там и здесь. Хорошо, что он будет входить в жизнь Большого театра постепенно из-за множественных контрактов за рубежом: таким образом, он не сразу окунется в жизнь Большого, а будет узнавать ее постепенно, и это приведет к взвешенным и правильным решениям. Думаю, это выигрышное решение Владимира Урина.

— А у вас нет намерений со временем перебраться в какой-нибудь более крупный театр?

— Земля вертится, вода течет. Я счастливый человек — пока работал там, где мне интересно. Сейчас мне интересно «дома». Не хотелось бы прерывать традицию.

Фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору