“Моё путешествие в Финляндию”: Тимур Халиуллин о концертах на севере Европы

Добавлено 07 июля 2017 Marina Andreykina

Белгородская филармония, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган)

орган

3, 5 и 6 июля в Финляндии в городах Котка, Хельсинки и Куусанкоски выступил солист Белгородской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин. Любимый белгородцами музыкант исполнил шедевры органной музыки разных столетий, а также собственные импровизации. Интересно ознакомиться со свежими впечатлениями органиста о поездке из уст самого исполнителя. Тимур Халиуллин рассказал Белгородской филармонии:
«В моей музыкальной жизни с Финляндией связано очень много важных событий, которые оставили неизгладимый след в памяти и повлияли на дальнейший творческий путь.

Финляндия — это первое в моей жизни путешествие в Европу, первое знакомство с церковной музыкальной культурой и с настоящим большим органом, наконец, впервые я услышал знаменитую Токкату и фугу ре минор И. С. Баха в живом звучании церковного барочного органа! Это было путешествие в знаменитый финский город Котка девять лет назад, где в лютеранской кирхе финские мастера воссоздали орган баховских времён, и церковь сразу стала центром притяжения органистов со всего мира. То путешествие повлияло на меня настолько сильно, что я, ни больше, ни меньше, а решил стать органистом! Много времени прошло с тех пор, много других стран, церквей, органов, впечатлений, концертов, но в этом году дорога снова привела меня в г. Котка! Главная органистка церкви Ирина Лампен, в исполнении которой, кстати, тогда 9 лет назад я и слышал Токкату Баха, пригласила меня в Финляндию и организовала небольшой концертный тур.

Три города, четыре совершенно разных органа, много новых знакомств и море впечатлений! Первый концерт состоялся в г. Хельсинки в Церкви Каллио. Название церкви в переводе с финского означает „скала“ и оно вполне оправданно! Церковь громоздится на самой высокой точке города и имеет суровую архитектуру. Каменная глыба-колокольня — одна из узнаваемых архитектурных доминант в Хельсинки. В церкви установлено два органа — барочный и романтический. Первый находится в алтарной части церкви, второй — на хорах. Я специально выстроил программу концерта так, чтобы поиграть на обоих инструментах. Барочный инструмент прекрасно подходит для старинной музыки и находится в открытом доступе публики, то есть прихожане видят исполнителя и могут наблюдать за его игрой. Главный же большой орган находится в привычном для церквей месте наверху над входом. Романтический орган является типичным французским органом типа Кавайе-Коля. Никогда до этого мне не приходилось играть на инструментах такого типа, хотя я и был с ними знаком по поездкам в Амстердам и Хаарлем. Сложная система управления, множество дополнительных педалей и рычагов для ног, кроме привычной педальной клавиатуры. Это был прекрасный опыт и новые краски! Как же приятно было сыграть, например, знаменитую „Готическую сюиту“ Л. Боэльмана написанную именно для такого типа органов!

Город Котка был следующим в моём финском концертном туре. Одна из красивейших лютеранских церквей страны с элементами романского стиля, витражами, резьбой по дереву, люстрами художественной ковки и конечно замечательными инструментами! А кроме знаменитого органа — это клавесин, орган-портатив, большая фисгармония, фортепиано Yamaha. Но центр притяжения — конечно орган! Его изготовил Марти Портан по образцам знаменитых органов на которых играл сам Бах. Старинные педали (очень крупные с широкими мензурами) регистровые рукоятки, ручные копполы, сокращённый диапазон клавиатуры, чёрный цвет клавиш, неравномерная темперация (Веркмейстер), высокий строй (А-465), особая интонировка регистров — всё будто переносит тебя в эпоху Барокко. Это очень непривычный инструмент, и к нему совсем непросто приспособиться, а особенно сложно играть без помощника. Но так приятно осознавать, что музыка Баха и Букстехуде звучит на этом органе максимально приближенно к аутентичному оригиналу. Концерты в церкви Котки пользуются большой популярностью, не смотря на то, что они всегда дневные — в 12.00!

Третий город — Коувола на юге Финляндии славится своей церковью Куусанкоски и её романтическим пневматическим органом. Инструмент невероятно хорош для музыки эпохи романтизма и авангарда, он очень удобен для импровизаций. Я не мог не воспользоваться этим! Импровизация „Космос и хаос“, а также импровизация „Мистерия ночи“ прозвучали на этом инструменте как никогда по-новому! Единственным серьёзным испытанием было то, что орган имеет пневматическую игровую и регистровую трактуру (связь между клавишами и трубами органа осуществляется через давление воздуха в связывающих воздуховых каналах). Звук после нажатия клавиши заметно запаздывает! Приходилось порой намеренно отключать в сознании связь слуха и моторики, чтобы сыграть произведение в быстром темпе, когда пальцы уже сыграли, а звук ещё не состоялся! Это очень полезный и интересный опыт для меня.

Отдельным впечатлением стала природа Финляндии! Прекрасные парки, много лесов, финский залив, чайки, белые ночи, свежий воздух, суровые гранитные скалы и спокойная архитектура городов. Как здорово было вспомнить своё первое знакомство с этой страной девять лет назад, Моё нынешнее путешествие в Финляндию стало своего рода путешествием к своим органным корням, как бы пафосно это не звучало!»

Фото из личного архива Тимура Халиуллина

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору