Музыка и протест на стокгольмском музыкальном фестивале («Sverigesradio», Швеция)

Добавлено 29 марта 2015

Валерий Гергиев (дирижер)

Тринадцатый Балтийский фестиваль. Международный фестиваль во внешнеполитическом контексте

25% программы — программа Мариинского театра. Ответит ли Валерий Гергиев на вопросы публики фестиваля?

В четверг Микаэль Тюден, генеральный директор Балтийского музыкально фестиваля, представлял программу этого года.


— Мы даем 8 концертов за семь дней в этом году, — рассказывает Микаэль Тюден, убеждая меня, что по объему фестиваль примерно такой же, как и в предыдущие годы.

Так сказать, «габариты» фестиваля зависят от вещей, которые на нем исполняют, крупные проекты стоят дорого. В этом году на фестивале прозвучит очень редко исполняемая в Швеции кантата.

— «Песни Гурре» в первый раз исполнят вместе Симфонический оркестр Шведского радио и Королевский Стокгольмский филармонический оркестр. Дирижер Эса-Пекка Салонен.

«Песни Гурре» — Gurrelieder — знаменитая кантата Арнольда Шёнберга, это финальный аккорд фестиваля, который прозвучит 30 августа. Тогда на сцене Стокгольмской филармонии кроме двух оркестров будут стоять четыре хора, в общей сложности — 300 музыкантов и певцов.

Интересно, что «Песни Гурре» впервые прозвучат на Балтийском музыкальном фестивале именно в тринадцатом его издании.

У Арнольда Шёнберга с числом «13» были особые отношения: он родился 13 сентября 1874 года, он умер 13 июля 1951 года, не дожив ровно два месяца до 76 лет, которых он тоже очень боялся, потому что 7 и 6 дают в сумме тринадцать. И вот тринадцатый фестиваль.

— Состоится также презентация победителей московского конкурса Чайковского этого года. Пять победителей, имена которых мы пока не знаем.

Это понятно: конкурс Чайковского только начнется 15 июня.

Еще особо отмечает Микаэль Тюден концерт оркестра Гётеборгской филармонии под руководством Кента Нагано, этим концертом 24 августа откроется фестиваль.

Можно сказать, что четвертая часть фестивальной программы — российская:

— Чайковскому ведь исполняется 175 лет в этом году, поэтому, — объясняет генеральный директор фестиваля, — в программе два вечера музыки Чайковского. Но у нас прозвучат и все симфонии Арво Пярта, все четыре симфонии, мы надеемся, что он тоже посетит фестиваль. И здесь у нас очень интересная кооперация эстонцев и поляков.

Симфонии Пярта исполняет Вроцлавский филармонический оркестр под руководством эстонского дирижера Тыну Кальюсте.

Представлена на фестивале и одна «небалтийская» страна — Украина. Стокгольм вновь посетит камерный хор «Киев».

— Они были здесь в прошлом году и выступили с большим успехом. И нас просили, чтобы они приехали снова. Мы считаем, что у них есть своя нишу. Выступят они в день Арво Пярта, в три часа дня в церкви София-чюрка.

На пресс-конференции Микаэля Тюдена спросили, обсуждают ли между собой со-основатели такую тему, как война в Украине?

— Нет, все вместе не обсуждали, с Валерием Гергиевым, например, мы давно не встречались, — отвечал директор фестиваля, — но с Эсой-Пеккой (Салоненом) мы говорили об этом довольно много. С Валерием (Гергиевым) мы затронули это лишь поверхностно.

— Он тоже человек, который должен иметь возможность самому выбрать свой путь. Он у него тоже есть свобода выражения, свободы мышления, свобода выбора своего образа жизни. Здесь он присутствует в качестве одного из основателей (фестиваля), сделавшего крупный вклад в развитии музыки… Что он думает по разным вопросам, я не знаю, на такие вопросы он должен отвечать сам. Фестиваль ничего негативного не поддерживает.

Один из журналистов заметил, что у Мариинского театра будет перерыв между двумя концертами, который не надо будет заполнять многочасовыми репетициями: «Щелкунчика» Чайковского музыканты знают наизусть. Может быть, Микаэль Тюден сможет заполнить эту паузу своим и Валерия Гергиева совместным выступлением, чтобы вопросы могла задать публика.

— Важный вопрос, подумаем, что можно сделать, — сказал Микаэль Тюден.

— Мы по-прежнему лучшие друзья, мы верим в человеческие контакты, в ходе своей видеопрезентации Эса-Пекка Салонен (дирижер находится в настоящее время в Нью-Йорке) сказал «мои друзья из Санкт-Петербурга» — мы поддерживаем человеческие контакты, которые очень важны. Мы должны их сохранить, мы верим в диалог, человеческие связи и в наше совместное будущее.

У фестиваля, стоящего на «трех ногах»: музыка, экология, передовое лидерство-руководство, много партнеров. Здесь и Всемирный фонд дикой природы, Академия Рауля Валленберга, «Радиопомощь» — сбор средств под девизом «Помоги помочь Балтике». В этом году появился еще один партнер — стокгольмский Внешнеполитический институт.

— Мы видим, что возникает много вопросов о роли России в происходящем, и речь не только о России, речь и о других странах. И, поскольку наш фестиваль международный, и такие вопросы задаются, то мы решили, что фестиваль превосходное место для их обсуждения. По этой части Внешнеполитический институт — отличный партнер.

Институт проведет в ходе фестиваля семинар на тему российского искусства. Судя по всему, на базе недавно состоявшегося семинара, исходной точкой которого стал исследовательский проект сотрудницы института, бывшего атташе по культуре посольства Швеции в Москве Лены Юнсон «Искусство и протест в путинской России».

— Мне бы очень хотелось, чтобы те выводы прозвучали и здесь, и я надеюсь, что Лена Юнсон захочет присутствовать и здесь (на фестивале) и представить аналогичный анализ, больше, может быть, фокусируясь на музыке.

Может быть, семинар будет называться «Музыка и протест в путинской России»
.

Оригинал публикации: sveriges radio

inosmi.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору