Музыка звучит: что поет в душе дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра

Добавлено 16 декабря 2017

Приморская филармония, Амурская филармония

«Я давно мечтала сходить на выступление Тихоокеанского симфонического оркестра, — призналась благовещенка Ольга Александрова. — Во Владивостоке не смогла прорваться на их концерт. Поэтому когда узнала, что музыканты к нам приезжают, сразу побежала за билетом». В день концерта в Амурской областной филармонии было тесно — в зрительном зале поставили дополнительные стулья, десятки музыкантов заняли главную амурскую сцену. Журналисты «Амурской правды» встретились с руководителем и дирижером прославленного коллектива Анатолием Смирновым и узнали, как он настраивается на выступления, что поет в душе и почему у современных людей не угасает интерес к классике.


Анатолий Смирнов после концерта любит послушать тишину.

Амурские морозы и зрители пришлись по душе

— Анатолий Павлович, вы в Приамурье впервые, какие первые впечатления?

— Мы очень рады, что нас пригласили в Амурскую область и мы наконец‑то приехали на вашу землю. Посмотреть успели немного, но морозы амурские — крепкие и звонкие — почувствовали. Мне очень нравится такая суровая погода. Успели дать один концерт для юных амурчан «Голоса симфонического оркестра». Должен сказать, что ребятишки у вас очень музыкально подкованы. Принимали очень здорово, в конце зал встал. Это очень приятно. Видно, что и взрослые слушатели нас ждали — дополнительные места в зале пришлось организовывать. Для артистов очень важно, что желающих попасть на концерт больше, чем мест в зале. Это повод, чтобы приехать к вам еще раз.

73 музыканта играют в Тихоокеанском симфоническом оркестре

Нашему симфоническому оркестру 82 года, коллектив у нас большой — 73 человека, но приехали мы меньшим составом — 48 музыкантов. Играли замечательную девятую симфонию Антонина Дворжака «Из Нового Света», которая написана по его воспоминаниям о пребывании в Америке. Видно, что амурчане не особенно избалованы симфоническими произведениями, но тяга к живой музыке очень большая. Ведь одно дело, когда слушаешь классику в записи, и другое — когда идет чистый звук.

— Как вам наша филармония, в которой недавно сделали большой ремонт?

— У вас очень хороший зал, здесь приятно играть. Правда, у нас он длиннее и уже, а сцена больше. Поэтому пришлось музыкантов рассадить иначе. А вообще наш оркестр и не с такими трудностями справлялся. У нас достаточно разновозрастной коллектив. Есть костяк — ветераны нашего оркестра, которые задают и музыкальный, и дисциплинарный тон. Много молодежи в оркестре, что очень радует, они учатся у старшего поколения.

Проверено столетиями

— Как можно объяснить такую вечную любовь слушателей к классической музыке?

— Классическая музыка — как родник с чистой живой водой. Мы играем ту музыку, которая отфильтровывалась столетиями. Например, Моцарта, Вивальди, Баха. Остались самые яркие, позитивные произведения, которые могут как‑то влиять на людей, воспитывать и даже лечить. Вибрация тембрального живого звука проходит через организм и лечит его.

Приморских музыкантов обрадова интерес благовещенцев к их творчеству.
— А что руководитель прославленного коллектива поет в душе?

— Я слушаю и современных эстрадных певцов, но больше любитель классики. Много лет работал в театре оперы и балета. 15 лет возглавлял музыкальный театр в Волгограде, привык работать с профессиональными певцами, которые всегда поют вживую. Я больше люблю натуральный живой звук.

Благословенная тишина

— За концерт дирижер худеет?

— Я особо этот процесс не контролирую, но энергии уходит очень много. Дирижер — это аккумулятор, который заряжает музыкантов, а те уже заряжают зал. От работы дирижера зависит, будет ли играть музыкант эмоционально и интересно. Я пытаюсь создать атмосферу, чтобы всем было комфортно. Я не диктатор, как многие мировые дирижеры. Мое ощущение, что я должен создавать комфортную атмосферу, чтобы музыкант чувствовал удовольствие от работы, а не плетку. Я сам много лет работал как музыкант, во многих коллективах играл, поэтому и выбрал такой достаточно мягкий стиль.

На выступлении праславленного коллектива не было ни одного свободного места.
— Как вы настраиваетесь на концерт?

— Хочется обычно несколько минут побыть в абсолютной тишине. Иногда в голове крутится музыка, которую будем играть. Вот сейчас я уже настраиваюсь на первую часть симфонии Дворжака. После концерта стараюсь тоже отдохнуть в тишине — прийти домой и даже телевизор не смотреть.

«Песни у нас одинаковые»

— Я знаю, что вы родом с Украины. Телевизор, может, поэтому не смотрите?

— Я в курсе того, что происходит между Россией и Украиной. И сразу скажу, что обычные люди друг с другом не враждуют. Народ‑то мы единый. У меня на Украине мама живет, каждый год к ней приезжаю. И там нет страшной нелюбви к русским. Тем более что в Днепропетровской области, откуда я родом, украинцы и русские семьи всегда жили рядом. Это регион, где говорят на двух языках и замечательно понимают друг друга. И песни поют одинаковые. Поэтому я верю, что рано или поздно примирение обязательно произойдет.

Оркестр уехал, но обещал обязательно вернуться.
На прощание Анатолий Павлович пообещал, что обязательно приедет вместе с оркестром в Приамурье еще раз.

«Возрождение» выступит во Владивостоке на Пасху

Татьяна Сергеева, художественный руководитель Приморской краевой филармонии:

— Думаю, что наша встреча с амурским зрителем не последняя. По секрету скажу, что мы с директором Амурской областной филармонии Ольгой Смирновой обсуждаем новые планы. Один из них — совместный проект нашего оркестра и вашего замечательного Амурского камерного хора «Возрождение». Такого уникального коллектива у нас нет. В апреле в пасхальные дни мы планируем объединиться и сделать большой хоровой концерт в Страстную пятницу «Семь слов Христа» уже во Владивостоке.

Наталья Фадеева
Амурская правда от 14.12.2017

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору