Музыкальный форум в Петербурге сотрет барьеры санкций

Добавлено 21 октября 2014

Мирослав Култышев (фортепиано), Михаил Гантварг (скрипка)

Лидия Волчек, директор фестиваля «Международная неделя консерваторий». Фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова
С 24 по 31 октября в стенах Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова и на других концертных площадках Северной столицы в четырнадцатый раз пройдут концерты уникального музыкального форума — ежегодного фестиваля «Международная неделя консерваторий». Автор идеи и бессменный директор фестиваля Лидия Львовна Волчек — гость «РГ».

Как всегда, в фестивальной афише присутствует множество гостей из России Европы, Америки. Поразительно, как это удалось, учитывая непростую политическую ситуацию в мире?

Лидия Волчек: Музыканты — народ оптимистичный. В наше сложное время не только с точки зрения геополитической ситуации, но и с точки зрения востребованности академической музыки в мировом пространстве — они просто обязаны быть оптимистами. Засилье массовой культуры отнюдь не способствует духовному здоровью общества и развитию хорошего вкуса. Мы работаем в пространстве академических жанров, и цель нашего фестиваля — общение, взаимодействие представителей высших школ музыки мира. Мы думаем о будущем, о тех, кто придет на смену нынешним музыкантам, хотим, чтобы они увидели, поняли — насколько у них много единомышленников на земле… Музыканты — это подвижники, которые несут в мир красоту и гармонию и, как мне раньше казалось, находятся «над схваткой». Но сложности не миновали и нас.

Ваш фестиваль всегда отражает значимые культурные события российского и мирового масштаба. 2014 — был ранее объявлен Годом Великобритании и России. Ожидаются гости из туманного Альбиона?

Лидия Волчек: Да, у нас будет много английских музыкантов, но уже не в рамках перекрестного года, который, как известно, был отменен. Тем не менее, представители четырех высших школ музыки Великобритании украсят наш фестиваль, приедет также камерный оркестр Melos Sinfonia, объединивший студентов из разных университетов страны. Практически мы покажем все музыкальное образование Великобритании! Ярчайшую палитру британской музыкальной культуры от барокко до наших дней продемонстрируют исполнители, занимающее ключевые позиции в музыкальной табели о рангах. Прозвучат не только изысканнейшие программы — от Перселла до Бриттена. Впервые в России услышат оперу Густава Холста «Савитри», премьера которой состоялась еще в 1908 году. Это первая английская камерная опера, написанная после «Дидоны» Перселла. Композитора вдохновили образы индийского эпоса «Махабхарата». Она прозвучит 25 октября в консерваторском Малом зале им. Глазунова. На следующий день в Белом зале Шереметевского дворца состоятся российская и мировая премьеры, на которых будут присутствовать сами авторы: Колин Мэтьюз и Филип Эшворт. Музыкальные гурманы должны быть просто счастливы.

Для любого фестиваля важен хороший старт, с чего же все начнется?

Лидия Волчек: В преддверии 330-летия со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха на концерте-открытии прозвучит знаменитый «Магнификат» Его исполнят хор, солисты и камерный оркестр Санкт-Петербургской консерватории. В Концерте для скрипки с оркестром ля минор будет солировать наш ректор, народный артист России, профессор Михаил Гантварг.

Дирижер — известный специалист в сфере западноевропейской барочной музыки, маэстро Йоганнес Скудлик из Германии. Под его руководством собственно и будет готовиться эта программа. Но это далеко не все. В славное сообщество Почетных профессоров консерватории вольется наша легендарная выпускница, народная артистка СССР Елена Образцова. Перед началом концерта состоится торжественная церемония вручения ей диплома и мантии. Замечательно, что именно в год своего юбилея, оперная дива получает столь почетное звание именно на сцене родной Alma Mater!

Какие флаги в гости к нам ожидаются еще? Есть новые страны и школы?

Лидия Волчек: Если бы я перечислила все страны, побывавшие у нас за тринадцать лет работы фестиваля, то, пожалуй, больше не успела бы ни о чем рассказать… В этом году к нам приедут профессора и студенты из немецкого Университета искусств Фолькванг, Высшей школы музыки Каталонии из Барселоны, Консерватории Частного университета Вены, Академии музыки им. Кароля Шимановского из Польши, Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Азербайджанскую Национальную консерваторию впервые представит уникальный ансамбль «Древний восток» под руководством Махмуда Салаха, персоны номер один в изучении и пропаганде азербайджанского фольклора. Ансамбль встретится с профессорами и студентами нашего факультета народных инструментов. Также впервые будут представлены на фестивале Королевский колледж органистов из Лондона, итальянские консерватории из Неаполя и Кальяри и Государственная консерватория Университета искусств им. Мимара Синана из Стамбула. Новый для нас Университет венгерского города Печ принимает участие в фестивале в лице профессора Йожефа Бажинки — виртуоза, играющего на тубе. Это большая редкость! Продолжая тему международного сотрудничества, хотелось бы сказать и о презентации японского концертного рояля Shigeru Kawai, который впервые зазвучит в Санкт-Петербурге. Этот известный инструмент премьерного класса участвовал в последнем Конкурсе Чайковского в Москве, а у нас станет официальным инструментом фестиваля.

Сейчас в период кризиса очень трудно осуществлять какие-либо культурные инициативы, не перестаю удивляться, как удается проводить столь масштабный музыкальный форум!

Лидия Волчек: У нас много помощников, без которых провести в консерватории фестиваль подобного масштаба было бы просто невозможно. Хотя и немного, но нам помогли министерство культуры РФ и правительство Санкт-Петербурга. В Попечительский совет «Международной недели», по традиции, вошли представители работающих в Петербурге дипломатических миссий, которые, несмотря на санкции, эмбарго и прочие сложности, все равно нас поддержали. Политические шероховатости и информационная война на добрые творческие взаимоотношения не повлияли. Низкий им поклон, как и всем нашим прочим партнерам, в том числе информационным. А «Российской газете» — особое спасибо.

Есть еще юбилейные даты в концертной афише?

Лидия Волчек: 170-летие патрона Петербургской консерватории — Николая Андреевича Римского-Корсакова — фестиваль отметит специальным концертом и уникальной выставкой фотографий с диапозитивов начала XX века из семейного архива Римских-Корсаковых.

К 450-летию со дня рождения Шекспира, петербургские композиторы написали ряд музыкальных новелл, объединенных общим названием William… Этот своеобразный диалог между эпохами, в котором органично переплетены темы классических произведений на тексты Шекспира и премьеры новых сочинений, будет сочетаться с видеорядом и специальной выставкой картин петербургских художников под многозначным названием Shakespeare. Forever.

31 октября финальным аккордом фестиваля станет звучание симфонических «хитов» Бетховена, Глинки и Рахманинова. Солист — известный петербургский пианист, лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев. За дирижерским пультом — маэстро Михаил Кац (Франция).

Для нас сейчас особенно важно, что мы объединяем людей не только по принципу их культурной, музыкальной принадлежности, но также национальной. Энергии самых разных культур, стилей, школ объединяются на фестивале, чтобы доставить людям радость и самые позитивные эмоции. Для студентов нашей консерватории, а также других музыкальных вузов и колледжей лучшие профессора консерваторий мира проводят бесплатные мастер-классы, а для студентов всех вузов Петербурга — вход на концерты свободный. Надеюсь, что консерваторский международный форум привлечет внимание самой широкой аудитории и будет интересен как профессионалам, так и всем почитателям музыкального искусства.

Текст: Екатерина Хомчук

www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору