«Музыкальный клондайк» No. 7–8 июль-август 2017: «Белгородский звон» — открытие нового музыкального мира

Добавлено 09 августа 2017 Тимур Халиуллин

Андрей Андрейкин (труба), Белгородская филармония, Николай Бирюков (тенор), Наталья Гирявенко, Карильон Белгородской филармонии, Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Анастасия Хлюпина, Александра Капинос (карильон, клавесин, орган), Ирина Козлова (карильон, клавесин, орган), Мария Лебедева (карильон, клавесин, орган, фортепиано), Фонд «Русский Карильон»

Музыкальная фестивальная жизнь России очень насы- щенна, фестивали проходят повсеместно, и в столицах, и в регионах, привлекают многочисленную аудиторию яр- кими именами, интересными программами. Однако, собы- тие, которое состоялось этим летом в Белгороде и Белгородской области, думается, занимает совершенно особое положение в многоцветной фестивальной мозаике, более того, оно абсолютно уникально во многих своих аспектах.
Самое главное — фестиваль «Белгородский звон» имеет яркое своеобразие и четкое объединяющее начало. Это на- чало — замечательный и редкий в наших краях (в России их всего три) музыкальный инструмент — карильон. Карильон присутствует в российской культуре с петровских времен, однако, есть ощущение, что он занимал некую, очень узкую нишу и существовал вне общего музыкального простран- ства, относясь больше к музейной атмосфере — два других российских карильона находятся в Санкт-Петербурге — в Петергофе и Петропавловской крепости. А ведь этот ин- струмент позволяет исполнять очень широкий спектр самой разной музыки — обработки классических произведений и народных мелодий, колокольные звоны и импровизации. Он прекрасно звучит в ансамбле с другими инструментами и даже с оркестрами. Поэтому фестиваль одного инструмента совершенно не означает жанровой ограниченностии дает прекрасную возможность представить разных солистов и разные коллективы. Афиша оказалась на редкость много- гранной и насыщенной, в концертах приняли участие сим- фонический оркестр Белгородской филармонии под управлением дирижера Дмитрия Филатова и оркестр рус- ских народных инструментов (художественный руководи- тель и главный дирижер Евгений Алешников).
Уникальность «Белгородского звона» и в том, что это единственный в мире передвижной карильонный фести- валь! Карильон филармонии (при том, что весит около 4 тонн и состоит из 51 колокола) — инструмент передвижной! Мощный карильономобиль способен доставить «звонницу» практически в любое место, где люди готовы слушать му- зыку! Поэтому просветительское значение фестиваля трудно переоценить. После праздничного концерта-откры- тия 9 июня в парке Победы Белгорода, карильономобиль и команда музыкантов-виртуозов из Москвы, Санкт-Петер- бурга, Белгорода проехали по городам и районам области, состоялись выступления в Старом Осколе, Губкине, Крас- ной Яруге, Прохоровке, Соломино.
Фестиваль объединил не только слушателей со всей Бел- городской области и многочисленных гостей, которые съеха- лись специально на это уникальное событие. Объединились российские музыканты, которые играют на редчайшем ин- струменте, карильонисты России участвовали в программах фестиваля. Блестящую плеяду составили солист Белгород- ской филармонии Тимур Халиуллин, композитор, органист,
исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская из Москвы и музыканты из Санкт-Петербурга, Александра Ка- пинос (директор фонда «Русский карильон»), Елизавета Рулёва, Мария Лебедева, Ирина Козлова, которые также яв- ляются органистами и клавесинистами. И неслучайно в про- цессе творческого общения этих удивительных творческих личностей родилось множество идей, которые найдут свое продолжение в будущем — ведь фестиваль отныне будет еже- годным! Все участники фестиваля — продолжатели тради- ций своего учителя Йозефа Виллема Хаазена, почетного гостя филармонии и фестиваля, ведущего карильониста Ев- ропы, директора Королевской школы карильона в г. Мехе- лен в Бельгии, городского карильониста г. Антверпен.
И еще один важный момент — для старинного, и, как выше уже говорилось, не самого популярного инструмента, пишут прекрасную музыку современные композиторы! И музыку эту с большим энтузиазмом воспринимает самая широкая аудитория! На фестивале прозвучала мистерия для терменвокса и карильона «Что услышал Одиссей» Олеси Ростовской и ее же «Па-де-де» для карильона с симфониче- ским оркестром. Были представлены сочинения белгород- ских композиторов: «Солнцезвоны» Николая Бирюкова для симфонического оркестра, «Преамбула» Артема Нижника из партиты № 2 «Мактуб», «Благовест» Н. Бирюкова и
«Сила Севера» москвича Дмитрия Калинина для оркестра русских народных инструментов. Фактически «Белгород- ский звон» стал и мини-фестивалем современной музыки, что исключительно важно — ведь зачастую организаторы концертов избегают исполнения музыки, созданной совре- менниками.
На концертах фестиваля побывало несколько десятков тысяч слушателей. Конечно, успех «Белгородского звона» определили множество разных факторов — наличие прекрас- ной команды Белгородской филармонии, великолепные му- зыканты из России и Европы, интереснейшая программа, замечательный зал и так далее. И все же два фактора оказа- лись определяющими, и у них есть имена — Тимур Халиул- лин и Анастасия Хлюпина. Тимур — ведущий солист Белгородской филармонии, прекрасный органист, исполни- тель на клавесине и карильоне, лауреат международных кон- курсов, музыкант высокого интеллекта и яркой харизмы. Анастасия — выпускница Белгородского музыкального кол- леджа им. С. А. Дегтярева БГИИК. Ее проект карильонного фестиваля получил грант на Всероссийском молодежном форуме «Таврида» в 2016 г. Также проект концертов «Бел- городский звон"Тимура Халиуллина стал лауреатом регио- нальной премии «Гражданская инициатива» в номинации
«Духовное наследие». Энергия молодых энтузиастов и стала двигателем замечательного творческого события.
Рассказывает Тимур Халиуллин:
Конечно же, я не мог ожидать, что будет успех. Это была необычная идея. Вначале на меня все смотрели очень странно,
не только музыканты, но и все, с кем яразговаривал на этутему. Как это, карильон на сцене??? Многие до сих пор считают его несерьезным инструментом, который не должен называться академическим. А главной идеей моего профессора Йозефа Хаа- зена всегда была идея сделать карильон академическим инстру- ментом. И он невероятно много для этого сделал. Эта же идея двигала мною. Мне очень хотелось, чтобы люди относились кка- рильону так же серьезно, как к роялю, например. Я понимал, что для этого необходимо серьезно заявлять и о себе, и об инстру- менте. Путь к нашему фестивалю оказался извилистым. Сначала это были простые уличные концерты, на которые при- ходило человек 10−15, никто не понимал что происходит. Тогда я стал разговаривать с публикой, печатать программки, приду- мывать какие-то интересные ансамбли. И сразу нашлись люди, которым это стало интересно. Первые опыты ансамблевой игры с карильоном — это ансамбли с трубой, волынкой, ударными. Мы стали исторически реконструировать те эпохи, когда колокола звучали на площадях, где выступали жонглеры, музыканты. Потом кнам присоединились артисты Театра огненных мисте- рий. Все это настолько привлекло людей, что через два-три года на карильонные концерты «Белгородские звоны» стали соби- раться жители города семьями. И мы задумались о том, как пе- ренести концерты на сцену филармонии. Было непросто, но технические моменты были решены. В итоге сегодня у нас серь- езный фестиваль, серьезный инструмент, для которого пишут композиторы. Это достижение целой команды энтузиастов, ко- торые поддержали меняв реализации возможностей карильона.

Почетный гость фестиваля, выдающийся бельгийский музыкант, ведущий карильонист Европы, создатель школы карильонной музыки в Санкт-Петербурге Йозеф Хаазен говорит:
В мире проводится большое количество фестивалей — в Голландии, Бельгии, Франции, Америке, даже Австралии. Обычно они проходят на открытом воздухе, в Белгороде же концерты были и в филармоническом зале, вместе с орке- страми, это удивительно. Мне было приятно познакомиться с вашими людьми, побывать в уголках Белгородской области, это было так уютно, так дружелюбно. Меня по-настоящему трогало, как люди реагировали на музыку, как общались. Этот передвижной формат дал им возможность открыть для себя новый музыкальный мир.

Белгородская филармония — концертная организация, идущая в ногу со многими творческими процессами России и мира, она стремится внедрять новые формы музыкального просвещения, дает возможность слушателям познакомиться с лучшими образцами классического и современного музы- кального искусства, имеет в своем арсенале более десяти ярких коллективов.

Надежда КУЗЯКОВА

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Лилиана. Г. Белгород., 11 августа:

    Статья очень понравилась. Спасибо. И она во мне, самом обычном любителе карильонной и органной музыки, всколыхнула такие теплые воспоминания о днях 9 - 13 июня 2017 г - днях 1 Международного Фестиваля карильонной музыки " Белгородский звон ". Было ощущение светлого праздника души ; десятки и сотни новых слушателей карильонной музыки ; знакомство с новыми людьми; знакомство и даже тесное общение с непосредственными участниками фестиваля ; знакомство с новым музыкальным инструментом - терменвоксом ( Олеся Ростовская ) ; диски карильонной музыки ( Тимура Халиуллина, Олеси Ростовской ) ; фото на память с участниками фестиваля. Да еще с автографами ! Это здорово ! И над всем этим и , даже , во всем этом - музыка, музыка, бередящая и возбуждающая душу , чарующая МУЗЫКА колоколов, музыка карильона ! И настоящий взрыв эмоций - это заключительный концерт, уже в большом зале филармонии ! Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, терменвокс, карильон. Мировые премьеры, впервые исполненные произведения для карильона, терменвокса наших современных композиторов ! Это надо было только слышать ! Браво ! И еще раз - большое спасибо организаторам , всем участникам Фестиваля ! Больших творческих успехов ! И еще : Фестиваль будет жить долго ! Теперь будет ЕЖЕГОДНЫМ !

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору