Музыкальные программы в Концертном и Органном залах Омской филармонии с 15 по 19 января 2014

Добавлено 10 января 2014

Омская филармония, Органный зал Омской филармонии, Зал Омской филармонии, Александр Болдырев (композитор, фортепиано), Омский академический симфонический оркестр, Государственный Омский русский народный хор

Балалайка облачилась во фрак

Балалайка – символ России, исконно русский инструмент. Но ее тембр – не только яркий выразитель отечественной культуры. Возможности балалайки велики, и она активно стремится выйти за пределы своей народной специфики, вступая в ансамбли с академическими инструментами. Ярким подтверждением этому станет сольная концертная программа омского балалаечника-виртуоза, заслуженного артиста России Виктора Шурыгина, которая состоится 15 января в Органном зале филармонии. Вместе с ним на сцену выйдут его творческие партнеры: Константин Беляков (гитара), Оксана Кулешова (рояль, клавесин, орган) и Альфия Рубцова (сопрано). Начало концерта в 19.00.

Балалайка прекрасно интерпретирует произведения русской и западно-европейской классики. А такие инструменты, как гитара, рояль, клавесин и орган, с которыми в предстоящем концерте она сольется в дуэты, раскрывают ее строгий академический дух и универсальные звуковые возможности. Программа «Балалайка во фраке» включает в себя старинную и современную музыку. В концерте прозвучат сочинения Генделя, Зарицкого, Каччини, Люлли, Мяскова, Сен-Санса, Скарлатти и Хачатуряна. Большое внимание в своем выступлении Шурыгин уделяет произведениям «отца русской балалайки», основоположника профессионального исполнительства на этом инструменте Василия Андреева. Публика услышит такие композиции из его авторского наследия, как Торжественный полонез, Мазурка, Испанский танец, Румынская песня и Чардаш. По чертежам самого Василия Андреева сделан инструмент, с которым выйдет на сцену Виктор Шурыгин. Балалайке, на которой он играет, 125 лет. Она изготовлена мастером императорского двора Федором Посербским.

Легенда о любви

В период зимних святок на сцене Камерного зала филармонии оживут персонажи библейских историй, а зрители перенесутся в древнюю. 16 и 30 января о великой любви мудрого царя Соломона и юной Суламифь расскажет мастер художественного слова Елена Чередова. Яркими иллюстрациями к ее программе станут фортепианные произведения И. Брамса, Ф. Листа и Ф. Шопена, которые исполнит заслуженный работник культуры России Александр Болдырев.

Сюжет повести А. Куприна «Суламифь» можно пересказать в нескольких словах. Царь Соломон, охладев к своей жене Астис, пламенно полюбил простую девушку Суламифь. Тогда супруга приказала начальнику своей стражи убить соперницу. Когда злодеяние свершилось, царь изгнал Астис из страны. Несмотря на эту лаконичность писатель разворачивает свое повествование на 12 глав. Его литературный текст изобилует живописными описаниями природы, интерьера царского замка, богатств Соломона. Каждая деталь, по замыслу автора, дополненная сочным эпитетом, ярким сравнением, оживает и становится осязаемым образом. Творческим источником повести «Суламифь», легшим в основу ее сюжета, стала ветхозаветная «Песнь песней» – одна из самых возвышенных библейских легенд – гимн вечной и прекрасной любви.

Волшебство симфонической сказки

Загадочный и таинственный мир оперной сцены, фантастические сюжеты и герои спектаклей и балетов – таково художественное наполнение программы «Сказочный концерт», с которой Омский академический симфонический оркестр выступит 17 января в Концертном зале филармонии. Место за дирижерским пультом займет выдающийся российский музыкант – заслуженный артист России Александр Поляничко (Санкт-Петербург). Начало программы в 19.00.

Творчество петербургского маэстро Александра Поляничко омская публика откроет для себя впервые. Однако известность и признание выдающийся российский музыкант получил именно в столице Прииртышья. В 1988 году он выиграл VI Всесоюзный конкурс дирижеров, который проходил тогда в нашем городе. В этом престижном состязании принимали участие более 80 человек. После триумфа Поляничко получил множество предложений о работе с различными оркестрами. Выбор был сделан в пользу Мариинского театра, симфоническим оркестром которого он управляет с 1989 года. С этой труппой маэстро гастролировал в странах Европы, США, а также Израиле, Тайване, Южной Корее и Японии.

В качестве приглашенного дирижера Поляничко возглавлял ведущие симфонические оркестры России и стран СНГ, Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции, США. Маэстро выступает на сценах известных оперных театров, в числе которых – Большой театр, Австралийская опера, Английская национальная опера, Валлийская национальная опера, Датская Королевская опера, Дойче опера, Королевская опера «Ковент Гарден», Ла Скала, Метрополитен-опера, Норвежская королевская опера, Опера Сан-Франциско, Парижская национальная опера, Штутгартская опера.

«Театр – место волшебное», уверен Александр Поляничко. Для первого выступления с Омским академическим симфоническим оркестром маэстро выбрал музыку театральной сцены: «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки, сюиты из балетов «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского. Все эти произведения основаны на сказочном, фантастическом сюжете и хорошо знакомы омичам. Значительное место в программе «Сказочного концерта» отведено сочинениям Чайковского. По признанию дирижера, этот автор занимает одно из первых мест в списке его любимых композиторов.

Рецепты женского счастья

Любовь, замужество, материнство, здоровье, творчество… О чем мечтает женщина, в чем видит свое счастье и почему не находит его? Такой круг вопросов затрагивает литературно-музыкальная программа «Охота на мамонта», созданная мастером художественного слова Ларисой Дубининой по страницам современной женской прозы. Пока с этой постановкой познакомились лишь немногие омичи. 17 января в Органом зале филармонии она будет показана второй раз.

В основу литературно-музыкальной программы легли четыре сюжета: рассказы Татьяны Толстой («Охота на мамонта») и Виктории Токаревой («Один кубик надежды») оказались созвучны прозе французской писательницы Анны Гавальды («Некоторые особенности Сен-Жермен») и омички Галины Кудрявской («Лебединая доля»). Два года назад с этой постановкой Дубинина впервые выступила на сцене Органного зала. Вслед за писательницами она воплощает отнюдь не идеальных героинь: несколько эгоистичных в своем стремлении завоевать мужчину и напоминающих в этом порыве настоящих охотниц. На это указывает и метафорическое название «Охота на мамонта», придуманное Татьяной Толстой для своего рассказа.

В моноспектакле Дубининой представлены четыре женских образа, психологических портрета и судьбы: очаровательная французская модница – сотрудница издательства, прогуливающаяся по бульвару Сен-Жермен, медсестры Лора и Зоя, Нина Ивановна – доярка, стремящаяся стать балериной. Что объединяет этих героинь? Это мечты и надежды на счастье, без которых жизнь невозможна.

Литературные сюжеты на сцене Органного зала будут сопровождать песни: «Воспоминанье о шарманке» Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского, «Девушка из харчевни» Новеллы Матвеевой и «Мари» Юрия Саульского на стихи Григория Поженяна. Они исполняются в жанре речитатива, декламации самой Ларисой Дубининой. Такое музыкальное обрамление придает повествованию интимность и глубоко раскрывает внутренний мир героинь. Аккомпанировать Дубининой по традиции будут ее постоянные творческие партнеры: Юрий Поляков (фортепиано) и Андрей Соловьев (контрабас).

«Охота на мамонта» – это истории о счастье, а также о том, что мешает его достижению и устройству женской судьбы.

Артисты Омского хора воспевают Крещенский праздник

19 января, в один из главных христианских праздников Крещения Господня, Государственный Омский русский народный хор выступит на сцене Концертного зала филармонии с программой, посвященной этому светлому дню. К участию в концерте приглашены ведущие солисты Омского государственного музыкального театра – заслуженная артистка России Ирина Трусова (сопрано) и народный артист России Владимир Никеев (тенор). С прославленным омским коллективом они впервые встретятся на одной сцене. Начало концерта в 17.00.

Концертные программы, приуроченные к Крещенскому празднику, стали неотъемлемой традицией Омского русского народного хора. Каждый раз они получают разнообразное художественное содержание. В предстоящем концерте «Сибирь, воспетая любовью» коллектив впервые обратится к православным духовным песнопениям. Артисты исполнят восемь хоровых молитв: «Тебе поем» С.В. Рахманинова (из «Литургии Святого Иоанна Златоуста»), «Да исправится молитва моя» П.Г. Чеснокова, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Дева Богородица», «Достойно есть», «Херувимская песнь», «Свете тихий», написанные художественным руководителем Омского русского народного хора композитором Александром Зобовым. В двух концертных номерах с хором будет солировать Ирина Трусова, в одном – Владимир Никеев.

Звучание Серебряного века

Серебряный век – период невероятного всплеска в русском искусстве. Такого явления не наблюдалось больше ни в одной стране. Длилось оно четверть века, подарив миру огромное количество прекрасных поэтических произведений. Они вдохновляют композиторов на создание разнообразных вокальных миниатюр. 19 января в программе «Замок серебряных грез» заслуженная артистка России Светлана Бородина (сопрано) исполнит 16 романсов, созданных заслуженным работником культуры России Александром Болдыревым на стихи поэтов Серебряного века. Начало программы в 18.00.

Стихи Серебряного века – удивительный мир. Авторы поэтических текстов – творцы нового, удивительно емкого и символичного языка. Суть стихов, словно иллюзии или грезы, наполнены множеством смыслов. Каждый художник отличался своей творческой индивидуальностью. На сцене Органного зала Светлана Бородина под аккомпанемент пианиста Александра Болдырева исполнит романсы на стихи М. Цветаевой, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, К. Бальмонта, И. Северянина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, Н. Гумилева и Вл. Ходасевича.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору