Предстоящие мероприятия

Москва
с 15 октября 2016 по 23 декабря 2016






Санкт-Петербург
23 декабря 2016

Москва
24 декабря 2016

Москва
29 декабря 2016

Читайте на эту же тему







На конкурсе имени Чайковского начались выступления скрипачей

Добавлено 18 июня 2015

Малый зал Московской консерватории, Елена Корженевич (скрипка), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Павел Милюков (скрипка)

Александра Конунова. Фото: tchaikovskycompetition.com
Бах и Паганини, Чайковский и Брамс, Равель и Мессиан, Лютославский и Шуберт — композиторы, чью музыку довелось услышать в первый день скрипичного соревнования на конкурсе имени Чайковского.

Выстроить программу как можно более индивидуально старается каждый конкурсант, что не слишком просто: все должны сыграть Адажио и фугу либо Чакону Баха (ее выбрали шестеро конкурсантов из семи), по два каприса Паганини (включая непременный № 24) и обязательно — «Вальс-скерцо» Чайковского. С каждым следующим исполнением удивить публику и жюри одной и той же пьесой все труднее. Однако это возможно — вспомним слова Владимира Крайнева: «Номер не имеет значения, важно, как ты сыграешь — это действительно так! Я часто сижу в жюри и ловлю себя на том, что, когда ты уже готов заснуть, вдруг выходит исполнитель, от чьей игры у тебя открываются глаза, появляется новое дыхание, и ты восторженно внимаешь тому, что делает он или она».

Таким конкурсантом в первый день стала 26-летняя Александра Конунова (Молдова). Она открыла вечернее прослушивание, выступив под четвертым номером, начала с Чаконы Баха и выиграла: с первых же нот исполнение поразило убежденностью и зрелостью (а это была уже третья Чакона за день). Фактически перед нами предстал не перспективный молодой исполнитель, но сложившийся зрелый солист. Затем звучали каприсы Паганини и «Вальс-скерцо» — уже по четвертому разу в этот день — тем не менее, поразившие свежестью, а венцом программы стало «Цыганское каприччио» Крейслера. Пятиминутную миниатюру Конунова подала как миниатюрный спектакль, где за каждой нотой чувствовался характер цыганки во всей его переменчивости.

В особенности это было заметно после выступления Любови Стекольщиковой, завершившего дневные прослушивания. Единственная из семерых конкурсантов, из Баха она выбрала Адажио и фугу, а не Чакону, перед тем уже прозвучавшую дважды: казалось, это могло бы освежить слушательское восприятие, но исполнение отличалось лишь совершенством на грани механистичности и нисколько не брало за душу. Точно так же были сыграны не только каприсы Паганини и «Вальс-скерцо», но даже зажигательная «Цыганка» Равеля. Как вспоминает Гидон Кремер, однажды Давид Ойстрах сказал ему: «Зачем тебе эта „Цыганка“? Я эту пьесу всегда ставлю в программу концерта, если мне некогда заниматься». Действительно, «Цыганку» порой исполняют без особой глубины, «разрывая тельняшку на груди», но здесь не было и этого — все та же холодная аккуратность, убивающая дух музыки.

Вечернее прослушивание продолжила Майю Кишима (Япония). Как и ее предшественница Конунова, она выбрала Чакону Баха: сравнить две интерпретации оказалось необыкновенно интересно. Исполнение Конуновой отличала невероятная степень свободы, недоступная никому из выступавших прежде в тот день, тогда как прочтение японки, не менее зрелое, отличали неспешность и задумчивость. Кишима, в отличие от многих, придала значение тому, чтобы эффектно начать программу, и Скерцо Брамса для этого стало хорошим выбором. Возможно, слушатели помнят скрипачку по предыдущему конкурсу имени Чайковского, не говоря уже о московском выступлении с Владимиром Спиваковым в 2004 году, и нельзя не заметить, как она выросла с тех пор.

Вопрос, чем именно разнообразить набор из Баха, Паганини и Чайковского, конкурсанты решали по-разному. Ен Гук Ким (Южная Корея) выбрал Блестящее рондо Шуберта, Босон Мо (Канада) — Тему с вариациями Мессиана. Елена Корженевич (Россия) завершила выступление Сонатой для скрипки соло Гражины Бацевич, и это был отважный шаг. Изысканную, малоизвестную пьесу, не столь уж выигрышную с точки зрения ситуации конкурса, Корженевич сыграла с явным азартом, дав понять, как ей дорога эта музыка. Открывший дневные прослушивания Павел Милюков, напротив, начал сразу с двух миниатюр ХХ века. Вероятно, без Каприччио для скрипки соло Александра Чугаева, напомнившего что-то вроде Хиндемита третьей свежести, можно было и обойтись. Зато открывшее программу Subito Лютославского для скрипки и фортепиано стало необыкновенно ярким стартом и выступления Милюкова, и скрипичного состязания в целом. Контраст между этими сочинениями и обязательной частью получился ярким, но ощущение нехватки чего-то главного в игре Милюкова так и не ушло.

Текст: Илья Овчинников
www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору