Предстоящие мероприятия






Москва
12 декабря 2016

Москва
15 декабря 2016

Москва
29 декабря 2016



Читайте на эту же тему





Нам говорит согласье струн…

Добавлено 27 сентября 1995 Musician

Роман Моисеев (дирижер), Большой зал Филармонии РА, Московская консерватория

Симфонический оркестр Республики Адыгея

В декабре этого года нашему симфоническому оркестру, а официально - оркестру министерства культуры Республики Адыгея исполнится два года. На пороге - третий сезон, идут последние репетиции. Завтра, 28 сентября, в канун Международного дня музыки мы приглашаем любителей классической музыки, а также всех тех, кто стремится ими стать, в зал филармонии.

За два прошедших сезона нашим оркестром было исполнено достаточно много симфонической музыки. Слушателям были представлены лучшие образцы зарубежной и отечественной классики от монументальной симфонии до камерной серенады, от оперной увертюры до популярной танцевальной миниатюры. Большую часть этих программ готовил с оркестром народный артист Эстонии, профессор Роман Матсов, ставший художественным руководителем коллектива. Его появление в Майкопе было продолжением давних шефских связей с училищем искусств и личных контактов с министром культуры А.А.Ханаху. Музыкант старшего поколения, у которого очень многому можно и нужно было учиться, один из опытнейших дирижеров-педагогов, Роман Вольдемарович оказался первым наставником созданного оркестра. Параллельно с ним работали дирижеры Василий Колеушко - лауреат республиканского конкурса Украины и заслуженный артист России - Петр Шахов. На их долю приходились предварительные репетиции программ Р.Матсова и гастролирующих дирижеров, а также подготовка собственных вечерних и дневных концертов.

В прошлом сезоне с их участием состоялись выступления оркестра перед общественностью города в праздничные дни и несколько благотворительных концертов-приглашений, анонсирующих абонемент для детей и юношества. «Волшебный мир музыки» - так мы назвали этот абонемент, который в новом сезоне, на протяжении всего учебного года, также будет знакомить детскую аудиторию с шедеврами классического наследия. Чтобы понять, на каком этапе находится оркестр сегодня, вспомним концерты прошедшего сезона. Все они готовились и проводились по-разному, отличались степенью эмоционального настроя и психологического состояния, различны были школы, вкусы, репертуарные пристрастия и темпераменты дирижеров, и, соответственно, реакция музыкантов на ту или иную музыку. Хорошие выступления приносили удовлетворение артистам и публике. Такими запомнились 5-я и 6-я симфонии Чайковского, фортепианные концерты Моцарта, Шумана и Прокофьева, первые две симфонии Брамса, "Фантастическая симфония" Г.Берлиоза. Менее удачным в силу ряда причин оказалось исполнение 7-ой симфонии А. Брукнера, 2-ой - Ф.Шуберта, 4-ой - Чайковского. Наверное, для такого молодого, еще не вполне сложившегося коллектива такая нестабильность объяснима. Как показала практика второго сезона нашему оркестру были весьма полезны контакты с новыми дирижерами.

В ноябре 1994 г. интересную работу над 5-й симфонией Чайковского и фортепианным концертом Шумана показал дирижер из Южной Кореи Чан-Юн-Сон (солистка - его соотечественница Шим-Юн-Сон). Этот концерт особенно выделился среди предыдущих умением молодого дирижера превратить оркестр в соавтора своей интерпретации и кратчайшим путем достичь необходимого контакта с музыкантами и публикой. Следующим серьезным экзаменом для нас стал приезд такого мэтра как Фуат Мансуров. На этот раз результативность репетиций музыки А.Дворжака была еще более высокой. Точные и конкретные замечания музыкантам, мгновенная реакция на интонационные погрешности, на ритмическую недисциплинированность - все это говорило о классе Мастера. Маэстро сразу же подсказывал способ исправления и достигал результата, причем из того арсенала средств, которым располагает на данный момент наш коллектив. Симфония «Из Нового Света» и виолончельный концерт А.Дворжака (солист - лауреат международных конкурсов Кирилл Родин), исполненные оркестром под управлением Фуата Мансурова, народного артиста Казахстана, России и Татарии, лауреата Государственной премии, профессора Московской консерватории, торжественно завершили второй сезон и стали серьезным профессиональным успехом.

Сегодня у оркестра начинается новый этап в становлении: у дирижерского пульта молодой дирижер из Москвы - Роман Моисеев, получивший музыкальное образование в училище при Московской консерватории, в РАМ имени Гнесиных, а ныне обучающийся в Московской консерватории на факультете оперно-симфонического дирижирования. Среди его педагогов такие известные музыканты, как профессора В.Семенюк, О.Агарков, С.Гусев, Д.Китаенко, Г.Рождественский. Профессиональная деятельность молодого дирижера началась в 1981 году, когда им был организован любительский камерный хор. С 1985 года Р. Моисеев выступает с различными ансамблями, осуществил за это время ряд записей на радио и телевидении, постоянно совершенствуется как дирижер. Для дебюта в Майкопе он выбрал программу из произведений отечественной классики. Кроме увертюры М.Глинки к опере «Руслан и Людмила», скрипичного концерта П.Чайковского, дирижер включил в нее Третью, ля-минорную симфонию С.Рахманинова.

На вопрос, почему для своего премьерного выступления с оркестром избрано столь сложное произведение наш гость ответил: «...Эта симфония здесь не исполнялась... Таким образом, обращение к ней будет полезным во всех отношениях... Музыка Рахманинова - благодатный, хотя и сложный по технологии оркестрового письма материал… Симфонический язык композитора – это национальное и очень интересное явление русской музыкальной культуры. От архаики древних распевов до сложных контрапунктических диалогов и лирической кантилены...»

Наблюдая за репетициями Романа Моисеева, можно отметить ряд ценных качеств. Он внимателен к интонации, не приемлет ритмической неряшливости, неустанно работает над артикуляцией и выстраиванием музыкальной формы. «У Рахманинова важна каждая деталь партитуры, говорит Роман Моисеев - она отмечена калейдоскопичностью тембровых красок, резко меняющихся образов...». Роман Юрьевич выражает надежду, что начавшийся контакт с молодыми музыкантами Майкопа будет взаимно плодотворным.

Становление оркестра продолжается. Это процесс длительный и сложный. На каждом новом этапе появляются новые проблемы, преодолеваются болезни роста. Хочется надеяться, что новый сезон станет плодотворнее предыдущего Коллектив заинтересован в стабильности, ему необходимы большее внимание критики, телевидение, подлинная забота официальных лиц, выраженная в поддержке всех инициатив министерства культуры, направленных на укрепление творческого состава. Чтобы извлечь урок из прошедших полутора лет, избежать новых ошибок и крайностей, нужна иная чем раньше политика художественной руководителя, чтобы эстафета высокое профессиональной требовательности передавалась от главного к такому же заинтересованному, постоянно работающему дирижеру, имеющему в качестве опоры хороших концертмейстеров в оркестровых группах. Все, чем поделился автор с читателями, это внутренние проблемы нашего бытия. А слушателей мы приглашаем в зал филармонии, чтобы они нашли время и горячо желали новых встреч с симфоническим оркестром.

Т.СУХОВА, музыковед.
Статья опубликована в Газете «МАЙКОПСКИЕ НОВОСТИ»
от 27 сентября 1995 года

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору