Народное послесловие к фестивалю: как это было

Добавлено 18 мая 2013

Оксана Шилова (сопрано), Валерий Гергиев (дирижер), Московский Пасхальный фестиваль, Смоленская филармония

16 мая завершился XII Московский Пасхальный Фестиваль. Музыкальным торжеством торжеств назвали слушатели выступление Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Смоленске. На малой родине Михаила Глинки прошли два аншлаговых благотворительных концерта.

После торжественного открытия фестиваля в Первопрестольной Смоленск стал первым городом центральной России, который имел честь принимать лауреата возрожденного звания «Герой труда» и Государственных премий РФ, народного артиста России, художественного руководителя и директора Государственного академического Мариинского театра, почетного гражданина Санкт-Петербурга Валерия Гергиева. Планетарно востребованного дирижёра и его оркестр ждут самые знаменитые сцены мира: Метрополитен-опера, Королевский оперный театр Ковент Гарден, театр Ла Скала… Многие инструменты в руках музыкантов Мариинского оркестра на рынке раритетов оценивают в баснословные суммы. Это настоящие Страдивари, Гварнери и Амати. Им уже триста лет.

На смоленский вокзал специальный чартерный поезд с участниками фестиваля прибыл около восьми часов утра 6 мая. Несмотря на плотный график Валерий Абисалович нашёл нескольких минут для общения со смоленскими журналистами.
— Пасхальный фестиваль за 12 лет набрал очень серьезный ход, наш большой коллектив побывал в 50 регионах. В этом году программы фестиваля посвящены 70-летию битвы на Курско-Орловской дуге, рождению Мариинки-2 и 100-летию «Весны священной» Игоря Стравинского.

Наш оркестр проедет на Пасхальном поезде по 14 городам России. В общей сложности за 12 дней будут даны 90 концертов симфонической, камерной и звонильной программ. Сегодня мы рассчитываем поработать со сводным хором, заложить основы для будущих совместных выступлений. В развитие хорового дела нужно вовлекать регионы России, приглашать коллективы на концерты в Москву и Петербург. Я сам начинал еще мальчишкой петь в хоре, для меня это было самое первое драгоценное накопление опыта. Тогда наша страна была одной из выдающихся музыкальных держав, нужно приложить организаторские усилия, чтобы так было и сейчас. Нынче не в каждой школе есть хор, уроки музыки вообще не считаются предметом. Пусть будут в стране тысячи детских хоровых коллективов: в каждой деревне, в каждом небольшом городе. Это ведь ничего не стоит: не надо строить громадных залов, театров, покупать дорогостоящие инструменты.

XII Московский Пасхальный фестиваль проходил с 5 по 16 мая при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, областных администраций и по Благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Примечательно, что министр культуры России Владимир Мединский назвал фестиваль «фантастически народным».
Слушателями первого выступления в Концертном зале имени Михаила Глинки стали учащиеся детских школ искусств и музыкальных школ из всех уголков Смоленской области.

Фестивальная программа в большом зале филармонии открылась камерной кантатой Джованни Перголези " Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла». Это проникновенное произведение было создано композитором в последние месяцы его короткой жизни. (Перголези родился в 1710 году и умер от чахотки в 26 лет). В это время он переехал из Неаполя в местечко Поццуоли, где приступил к сочинению четырёх кантат, одной из которых стала всемирно знаменитая Её вместе со звёздами Маринки: оркестром и солистами Оксаной Шиловой (сопрано), Юлией Маточкиной (меццо-сопрано) исполнил сводный хор Смоленского музыкального училища, духовного училища и детской музыкальной школы № 1 имени Михаила Глинки. Интересно, что худрук столичной Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк заблаговременно побывал в хоровой командировке, а Валерий Гергиев впервые увидел юных смоленских хористов за час до концерта. Кантата Stabat Mater состоит из нескольких частей, причем сольные и дуэтные, хоровые, медленные и более быстрые, чередуются. Особенную трогательность внесло в её исполнение звучание детских голосов.

Также для воспитанников и учителей детских музыкальных школ были исполнены фрагменты из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и увертюра «Светлый праздник» Николая Римского-Корсакова. Она занимает особое место среди музыкальных сочинений, посвященных празднику Пасхи. Благодаря использованию пасхальных песнопений сам замысел произведения уникален. По мнению смолян, исполнение этой чистой, высокой музыки окрыляет людей особой духовной энергией, внесит в души мир и покой, свет и радость. Первый утренний концерт Валерий Гергиев дал на сцене областной филармонии. На двенадцать часов было запланировано выступление в Драматическом театре имени Александра Грибоедова. Начало концерта задерживалось по техническим причинам, но публика спокойно ждала.

В 12:35 Валерий Гергиев — вновь за пультом оркестра Мариинки, завораживая смолян своей уникальной дирижёрской магией.

Слушателям были представлены танцевальные оркестровые номера оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки, увертюра «Светлый праздник» Николая Римского-Корсакова, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Партию фортепиано «Рапсодии» — одного из самых популярных фортепианно-оркестровых произведений мира — исполнил народный артист России Денис Мацуев, причем рояль ему пришлось привезти свой. Увы, в Смоленске нет достойного концертного инструмента.

Смоляне цветами и нескончаемыми овациями стоя благодарили маэстро Гергиева и всех участников концерта за светлый музыкальный праздник. Три ключевых слова — благотворительность, образование и просветительство — определили суть фестиваля. Я бы добавила к ним ещё мастерство и самоотверженность. Выдержать такой марафон способен не каждый артист: 12 день — в дороге, не всегда имея возможность выспаться и отдохнуть после двух или даже трёх концертов в день. Все участники фестиваля честно трудились, порой играли на пределе человеческих возможностей. Они несли светлую радость встречи с большой музыкой простым людям, тем, кого можно назвать солью земли. А сам Маэстро Гергиев? Он дал два больших концерта, нашёл время положить цветы к памятнику Глинки, пообщаться со смолянами, студентами и преподавителями музыкального училища.
После концертов Гергиев любезно согласился ответить на мой вопрос.

— Валерий Абисалович, являясь главой Всероссийского хорового общества, Вы неустанно работаете над образовательным проектом «Россия поет». Как, на Ваш взгляд, наш сводный хор справился со сложным и глубоким произведением Перголези?

— Участники хора хорошо подготовились к выступлению, но нужно обязательно создать постоянный большой хор города-героя Смоленска.
Важно, чтобы во всех школах России, как музыкальных, так и общеобразовательных, были детские хоровые коллективы. Это — один из приоритетов нашей деятельности, необходимое условие восстановления и развития хоровой культуры России.

Автор: Наталья Кулакова

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору