Предстоящие мероприятия

Москва
с 24 сентября 2017 по 3 июня 2018









Москва
12 декабря 2017


москва
12 декабря 2017

Москва
13 декабря 2017

Москва
13 декабря 2017



Москва
14 декабря 2017




Москва
14 декабря 2017

Нижний Новгород
15 декабря 2017

Москва
15 декабря 2017



Москва
16 декабря 2017

Москва
16 декабря 2017

Москва
16 декабря 2017








Москва
21 декабря 2017

Москва
21 декабря 2017

Москва
22 декабря 2017




Москва
24 декабря 2017


Москва
25 декабря 2017



Москва
26 декабря 2017


Москва
27 декабря 2017

Москва
29 декабря 2017

Москва
31 декабря 2017



Москва
с 3 января 2018 по 8 января 2018









Москва
14 января 2018










Читайте на эту же тему







НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Пианист Риад Мамедов: «Желаю всем нам, чтобы мы собрались в Шуше и слушали хорошую музыку…»

Добавлено 24 ноября 2014

Московская консерватория, Михаил Лидский (фортепиано), Полина Борисова (скрипка), Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин)

Новый герой рубрики «Наши за рубежом» — аспирант Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, советник по вопросам культуры и искусства Всероссийского Азербайджанского Конгресса Риад Мамедов.

Насколько сложно сегодня пробиться молодому таланту на большую сцену? Об этом и многом другом в интервью с молодым пианистом.

— Риад, Ваше исполнение наполнено выразительной эмоциональностью и яркостью. Думаю, это характеризует Вас, или я ошибаюсь?

— Может быть. Вам виднее. Учитывая, откуда я родом (смеется) — южная кровь, как говорится, дает о себе знать. Академическая музыка и строгие каноны создают тот стержень, центр тяжести, точку опоры, которая не дает тебе расслабляться в на сцене перед слушателем. Именно этот фактор формирует ответственность за каждое движение и эстетически формирует тебя как личность.

Правда, порой сложно сохранять контроль во время исполнения таких крупномасштабных сочинений, как сонаты Прокофьева, этюды-картины Рахманинова. Это — музыка с большим наличием контрастов и долей сарказма. Ведь все это писалось в урбанистический период.

— Как часто Вы приезжаете в Баку с концертами?

— С концертом в Баку я приезжаю не в первый раз. В 2011 году при поддержке Министерства культуры и туризма и по рекомендации народного артиста России, выдающегося дирижера Геннадия Рождественского я и мой друг Георгий Мансуров — один из лучших кларнетистов России, солист оркестра Music Aeterna — организовали в рамках Международного музыкального фестиваля им. Уз. Гаджибейли концерт венской классической музыки на сцене Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева.

Мы с Георгием сами собрали оркестр, вели репетиции в стенах Московской консерватории, были продюсерами, художественными руководителями и солистами. Дирижировал наш хороший друг, студент Геннадия Николаевича Рождественского — Максим Емельянычев.

В 2012 году я оканчивал Московскую консерваторию. Одним из государственных экзаменов был экзамен по камерному ансамблю, где я с Георгием и Полиной Борисовой играли трио. Нам поставили 5+, и так получилось, что в июле этого же года мы с Георгием уже в камерном составе выступили на Международном музыкальном фестивале в Габале. На этот раз слушателю был представлен поздний романтизм, трио М. Бруха, «Контрасты» Бартока, а также вместе с блистательной альтисткой, выпускницей Московской консерватории Анной Никитиной мы исполнили сочинения А.Пьяццолла.

— Вы учитесь в аспирантуре Московской государственной консерватории, и на конкурсах и фестивалях, в которых принимаете участие, выступаете как представитель Азербайджана. Похвально.

— Помню один случай. Когда печатался каталог Дягилевского фестиваля, там указали, что я представляю Россию. Я тут же позвонил генеральному менеджеру и попросил изменить название на Азербайджан, и это несмотря на то, что я уже столько лет живу в России. Я считаю, что для моей страны это важное событие, когда она представлена на таком масштабном международном фестивале.

— Слышала, что Вы увлеклись общественной деятельностью. Ну как, получается?

— Летом прошлого года у моего отца, заслуженного художника Тахира Мамедова в Москве состоялась выставка живописи и фотографий, которую открывали Таир Салахов, Полад Бюльбюльоглу, исполнительный директор ВАК Ильгар Гаджиев, советник по вопросам культуры посольства Азербайджана в России Нигяр Ахундова, Тамилла Ахмедова и другие уважаемые люди. Так как отец большую часть времени находился в Баку, то, естественно, контроль над выставкой осуществлял я.

В тот вечер меня представили Ильгару Гаджиеву, который весьма заинтересовался моими организаторскими способностями и сказал, как мне с ним связаться. Когда мы с ним встретились в сентябре, он предложил мне должность завотделом культуры во Всероссийском Азербайджанском Конгрессе. Я, конечно, не мог не согласиться. 28 сентября мы с Фондом Гейдара Алиева уже организовывали концерт в поддержку нашего Президента на выборах. А незадолго до этого я выступал в Баку с Мюнхенским филармоническим оркестром. Представляете, какое количество информации вдруг навалилось на меня, и я должен был не только обработать ее, но и принять к исполнению. Работал как проклятый. Такой ритм продолжается и сегодня. Тяжело, не скрою, но мне нравится.

— А музыка? Удается совмещать?

— Творческий человек, конечно, нуждается в некой отрешенности. Сегодня очень сложно заниматься творчеством. Один из героев романа Ремарка «Три товарища» сказал, что быть романтиком в наше время — непозволительная роскошь. То же самое касается и творчества. Так уж сложилось, что заниматься творчеством без материальной поддержки сложно. Вот и весь разговор.

Процесс творчества очень личный, ему нужно отдавать всего себя и после него от тебя обычно ничего не остается. Порой мы очищаемся через страдания.

Я беру от жизни ровно столько, сколько мне дается. Если мне что-то посылается, то значит — я должен это сделать, тем более, если это получается. Совмещать два разных направлениях деятельности всегда тяжело. Тем более в таком сумасшедшем городе, как Москва. Там все по-другому: нравы, ментальность, характер. Я учусь быть дипломатом. Ильгар Гаджиев объясняет меня, как нужно правильно общаться с людьми. Я стараюсь все постичь вопреки моему темпераменту(улыбается).

— Но с эмоциями совладать порой не так-то легко…

— В консерватории я учился у Михаила Лидского. Потрясающий музыкант, пианист, философ. На протяжении 5 лет он задавал мне один и тот же вопрос: «В чем отличие человека от обезьяны?» Ответ прост — процесс постоянного контроля над собой. Человек должен всю жизнь воспитывать себя. Но, конечно, бывают моменты, когда я взрываюсь.

Работа в Конгрессе — это не просто работа, это мое обучение в разных сферах. У меня сильная мотивация.

— Вы делаете неплохую карьеру как пианист и, думаю, сможете достичь таких же успехов в любой другой сфере.

— Знаете, когда я не занимаюсь день-два, мне дурно, когда проходят три дня, я уже становлюсь неадекватным. То, что происходит в Конгрессе, мне очень интересно. Но я в первую очередь академический музыкант. Часто подобного рода вопросы задают относительно того, как я совмещаю джаз и классику.

— Музыкой, наверное, как и все творческие люди Вы увлекались с раннего детства…

— Меня хотели отдать на гитару, потому что у нас дома не было пианино. Отец привел меня в 21-ю школу имени Ростроповича, но меня приняли в класс фортепиано. С 7-го класса я продолжил образование в школе Бюльбюля, а еще в 5-м увлекся джазом. Кстати, меня привел к этому мой отец. У него феноменальные способности — он исполняет все партиты Баха наизусть и импровизирует голосом почти как Эл Джерроу.

Я поступил в Бакинскую музыкальную академию, а за год до этого принимал участие в республиканском конкурсе. Там я познакомился с Зохрабом Адыгезалзаде, выдающимся пианистом, педагогом, который жил в Турции. Именно он посоветовал мне поступать в Московскую консерваторию. И знаете, мне повезло, что я там учусь. Меня поддерживал Фархад Бадалбейли. И каждый год, когда я приезжал в Баку после сессии, поражался тому, как этот человек находит время, чтобы принять меня у себя в кабинете. Это человек, который олицетворяет для меня академическую культурную жизнь Азербайджана.

Когда я видел Московскую консерваторию по телевизору, никогда думал, что когда-нибудь буду учиться в стенах, где творили такие великие музыканты, как Рахманинов, Скрябин, Нейгауз, Рихтер, Ростропович и другие.

— Вы уехали, когда Вам было 17. Тяжело, наверное, одному в чужой стране?

— Этот город закалил меня. Меня пошвыряло как накипь в чайнике.

Я живу в общежитии, а до аспирантуры был единственным азербайджанцем, обучающимся в консерватории. Каждый день вставал в 5.30, чтобы записать репетиторий. Шел занимать очередь. В 7 открывались двери, и я с другими ребятами заходил в комнату для записи репетитория. Положено было 3 часа в день, не больше. Если проспал, то не успел позаниматься, потому что в 10 начинались занятия в консерватории. Потом я возвращался в общежитие и опять занимался. И так каждый день.

Я хотел бы отметить, что меня поддержало наше правительство. Я имею честь быть Президентским стипендиатом, и именно благодаря этой стипендии, учрежденной нашим уважаемым Президентом Ильхамом Алиевым, такие молодые люди, как я, могут обучаться за границей, ведь их обучение будет оплачено. Сами знаете, в Москве жизнь недешевая. Не каждое государство может позволить себе оплачивать обучение студента, его проживание, билеты и даже страховку.

— Какие планы после окончания учебы?

— Я не строю планов. Я знаю, где буду играть в октябре, ноябре, но что буду делать, предположим, через год, утверждать не могу. Только Берлиоз был уверен в том, что он будет делать через определенное время.

— Я хотела узнать, планируете ли Вы вернуться в Баку?

— Моя нынешняя деятельность связана с продвижением Азербайджана за рубежом. То, что я сейчас нахожусь не на своей Родине, не говорит о том, что я отделился от нее. Я работаю в Конгрессе и делаю все от меня зависящее, чтобы достойно представлять свою страну. Благодаря своей работе я познакомился со многими российскими политическими и культурными деятелями — с представителями мэрии, Госдумы. Мне очень хочется продолжать работать в этом направлении и приносить пользу.

Кроме того, я уже привык к тому бешеному ритму, в котором живу в Москве. Баку по сравнению с Москвой — курортный город. Тут все иначе. Здесь дом, покой. А я живу именно этим драйвом, и мне его всегда не хватает.

С Азербайджаном я буду связан всю жизнь. Я представлял свою страну и в Канаде, и на лучших фестивалях Москвы. Неважно, где я нахожусь, важно, что я делаю и как это сказывается на отношении людей к нашей культуре.

— Хотелось бы послушать о Ваших родителях…

— Моя мама Наиля Исмаилова — искусствовед, научный сотрудник со стажем 35 лет. Работает в Государственной картинной галерее. В советское время организовала огромное количество выставок как в Азербайджане, так и в других республиках. Мама — это некий бэкстейдж меня и папы, если бы не она, все могло бы быть совершенно по-другому. Папа — Тахир Мамедов — живописец-эксцентрик, человек, которому удается самое сложное — идти в ногу со временем, оставаться на гребне волны и видеть тонкую грань между вчера, сегодня, завтра. Он также — профессор Академии искусств. В 90-е годы, когда наша страна переживала нелегкие времена и многие культурные деятели уезжали, мой отец принял решение остаться, хотя его звали в Париж. Видимо, это чувство патриотизма у меня от него. Не люблю это слово, но по-другому назвать это чувство не получается. А еще мой папа занимается творческой фотографией. Еще задолго до того, как появились «Инстаграм», «Фейсбук», в далеком 2002 году он предвидел, что в ближайшем будущем фотография станет неотъемлемой частью жизни каждого человека. Так и случилось. Посмотрите, сейчас все в «Инстаграме».

Отец также работает над вторым учебником по фото-арт. До него никто подобных изданий не печатал. Он потратил на это 5 лет, хотя мог заниматься творческими проектами. Отец считает, что студенты должны разбираться и в фотографии, и желание научить и показать, а не сохранить в тайне движет им, как локомотив.

— А Вы сами рисуете?

— Приходится (смеется). На Дягилевском фестивале я выступил в качестве музыканта и художника вместе с Георгием Мансуровым. Это был авторский проект нашего дуэта RELOVE, который я очень хочу поставить в Баку и Москве. Проект о любви, о вечном вопросе взаимоотношений мужчины и женщины. Впервые мы представили собственную музыку и поэзию. Проект ультрасовременный, молодежный. После Дягилевского фестиваля он имел большой резонанс. Проект поддержали блистательные деятели искусств Азербайджана, России, Греции, Франции, а именно — выдающийся кинорежиссер России, обладатель премии «ТЭФИ» Сергей Гинзбург, художественный руководитель оркестра Music Aeterna, художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис, генеральный менеджер Театра оперы и балета Перми Марк де Мони, выдающийся художник, галерист, скульптор Айдан Салахова, а также Фонд Гейдара Алиева, Всероссийский Азербайджанский Конгресс и др. Кстати, скоро появится наш сайт RELOVE, где можно будет увидеть и услышать авторскую музыку, поэзию, перформанс и элементы изобразительного искусства, а также танца.

Мне нравится рисовать, хотя я и не занимаюсь этим профессионально. Никогда не жалел, что пошел в музыку. И скажу вам по секрету, что музыка более сложное искусство, чем изобразительное. Эта сфера, где получается больше сказать, где двери для выражения своих чувств и эмоций открыты шире, по крайней мере для меня. Сфера, где процесс работы постоянен.

— А как долго нужно заниматься, чтобы достичь таких результатов?

— Все индивидуально. 13-летний пианист может сыграть так, что взрослый ахнет. Но академическое образование должно быть однозначно, чтобы суметь себя контролировать и говорить с инструментом. Это вечный процесс. Пока ты живешь, ты творишь. Пока ты борешься, ты жив. Диалектика. Я в музыке 19 лет. И мне многое дала Московская консерватория, в которой я сейчас учусь в классе профессора Ксении Кнорре. Вместе с Ксенией Вадимовной имел честь выступать в сентябре на одной площадке в Баку на фестивале им. Уз. Гаджибейли. Это большая честь для меня. Сейчас редкость, когда площадку делят учитель и ученик.

— Неожиданно, но все же. Тема Вашей диссертации?

— «Система жанров в современной азербайджанской музыкальной культуре». Буду поднимать историю мугама, ашугской музыки и писать работу, где впервые рассматриваются все жанры азербайджанской музыки.

— Вы прилагаете какие-то усилия, чтобы достичь целей, или у Вас все получается само собой?

— Честно говоря, с легкостью мне мало что дается в жизни. Есть такие вундеркинды, которые легко могут справиться с любой задачей. Я знаю, что у меня нет таких качеств, и знаю, что ничего не дается в жизни легко.

— Интересно, о чем Вы мечтали в детстве?

— Меня всегда вдохновляли хирурги. У меня даже есть друг-врач, с которым я очень люблю беседовать. Да, и еще пилоты. Вот это я понимаю профессии — они держат в руках человеческие жизни.

— И последнее. Что бы Вы пожелали нашим соотечественникам.

— Чтобы мы все собрались в Шуше и слушали хорошую музыку.

Ругия Ашрафли
Фото: Адыль Юсифов
www.1news.az

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору