Предстоящие мероприятия






Москва
30 ноября 2017



Москва
с 7 декабря 2017 по 28 декабря 2017

Москва
7 декабря 2017


Читайте на эту же тему







Наталья Уланова: «Моя фамилия кармически меня сюда возвращает»

Добавлено 14 апреля 2017

Александр Рудин (виолончель, дирижер), Александр Рамм (виолончель), Московский камерный оркестр «Musica Viva», Андрей Гугнин (фортепиано), Фестиваль камерной музыки «PIZZICATO», Бурятская филармония

В Бурятской государственной филармонии с 7 по 24 апреля проходит V фестиваль камерной музыки Pizzicato. Худрук филармонии Наталья Уланова рассказала «Байкальской правде» об этом фестивале и других мероприятиях филармонии.

— Поводом для беседы послужил фестиваль Pizzicato, поэтому расскажите, пожалуйста, чем он отличается от других проектов?

— Pizzicato — это уже пятый фестиваль, за это время сформировался некий бренд. Люди часто говорят, что если это Pizzicato, то надо обязательно пойти. Если другие наши фестивали — Байкальский Рождественский, например, связаны с музыкой более популярной, то Pizzicato ориентирован на меломанов. Им важно кто играет, что играет и поэтому участники фестиваля, как правило, лауреаты международных конкурсов. Это очень солидные музыканты.

К нам, например, приедет руководитель Академии старинной музыки Татьяна Гринденко. Это «звезда», как и Спиваков или Башмет. Татьяна Тихоновна уникальная женщина — жена великого российского композитора-минималиста Владимира Мартынова. В свои 70 лет она увлекается автогонками.

Академия старинной музыки и ансамбль, который она создала в 80-е годы, действуют под эгидой Московской филармонии и приезжают в Улан-Удэ благодаря поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». В Улан-Удэ приедет десять музыкантов. В первом отделении они будут играть старинную барочную музыку, а во втором так называемую «новую музыку» американского композитора Терри Райли — In C.

Данное произведение относится к направлению минимализм — это когда совершенно разные идеи — большие и малые воплощаются с помощью минимальных средств, например постоянным повторением одной ноты. Когда я слушала In C, у меня была ассоциация: в дацан приходишь, хурал идет, ламы одновременно читают мантры. Они читают из одного и того же текста разные части причем делают это одновременно и происходит этакий гармоничный хаос звука, ощущение от In C примерно такое же.

Собственно в этом и есть суть Pizzicato — открывать местной публике новые имена, новые направления, течения в музыкальной культуре

— Расскажите, для кого вы проводите свои фестивали, приходят ли на них новые зрители?

— Pizzicato мы проводим для зрителей, которые понимают, ценят и любят музыку. По поводу нового зрителя: я наблюдаю что на концерты альтиста Владимира Ткаченко стали ходить очень активно. После первого концерта в 2012 году, тогда его еще никто не знал, он регулярно выступает в филармонии. Но поклонников камерной музыки не может быть тысячи, ведь это элитарное искусство. Для его понимания интеллект нужен и живая душа.
В целом же положительная динамика есть, в среднем всегда присутствует половина зала, хотя все зависит от артиста, программы. К сожалению, в нашем городе на такую музыку не собирается аншлаг. Даже если приедет великолепный музыкант — Александр Рамм, Андрей Гугнин, Карен Шахгалдян, это все прекрасные музыканты, которые выступают на самых престижных сценах мира, но здесь их мало кто знает. Они выступают в лучших залах мира, и очередь должна быть в кассу на этих артистов, тем более что билет стоит 150, 200 рублей. Но этого не происходит.

— Несет ли какую-то коммерческую выгоду проведение фестивалей или все существует только за государственный счет?

— Если мы говорим о фестивале Pizzicato, то никакой коммерческой выгоды нет, да и задачи такой не ставится. Фестивали классической музыки не могут существовать без поддержки государства или спонсоров. Это не шоу-бизнес, где все извлекают прибыль и думают только об этом. У нас в первую очередь не прибыль в глазах маячит, а совсем иные цели, у нас просветительская миссия. Конечно мы хотим, чтобы в зале были зрители, но цены на билеты очень низкие, поэтому даже при аншлаге затраты могут и не оправдаться.

Что касается расходов, то благодаря поддержке Московской государственной филармонии лучшие музыканты приезжают к нам за символические гонорары, и транспортные расходы за эти концерты Москва берет на себя, благодаря федеральной программе «Всероссийские филармонические сезоны «. Ансамбль «Академия старинной музыки» как я уже говорила, приезжает при поддержке Министерства культуры РФ. Но если мы хотим пригласить, например, оркестр из Красноярска или Монголии, то естественно чтобы привезти минимум 40 человек нам нужен солидный бюджет. На организацию концерта одного оркестра может уйти весь бюджет фестиваля. Поэтому часто приходится выбирать и находить грамотное решение в формировании программы, соблюдая баланс между ценой и качеством.

— Помимо Pizzicato вы проводите много других фестивалей, какой из них для вас наиболее важен?

— По затратам энергетическим и душевным я в равной степени отдаюсь всем проектам. Сейчас я участвую и параллельно работаю над тремя фестивалями, размышляю над осенними мероприятиями и еще думаю про Рождественский зимний фестиваль. Это происходит в равной степени, на самом деле ты разрываешься на сотню маленьких «медвежат». Естественно люблю каждый фестиваль по-своему, это разная музыка. С утра ты слушаешь Терри Райли, после обеда — фламенко, а вечером у тебя концерт Бармса и Моцарта, а на ночь в наушниках григорианские песнопения. И вот так вот каждый день.

Но среди этого всего, для меня сейчас имеет особое значение Пасхальный фестиваль, потому что он первый.

— Расскажите поподробнее, о Пасхальном фестивале. Это религиозный проект?

— Очень не хочется, чтобы этот фестиваль воспринимали только как церковный, это не так. Фестиваль — это светское мероприятие, но на очень высоком духовном подъеме.
Например, в программе заявлен концерт с участием солистов Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина. С ними вместе будет играть альтист Владимир Ткаченко. Программа включает три произведения. В первом отделении будет звучать «Семь слов Спасителя на Кресте» Йозефа Гайдна. Это очень серьезное произведение, оно существует в трех редакциях для разных составов, но это авторская версия самого Гайдна, которая включает в себя семь частей и символизирует эти семь слов. Очень сильная музыка — это займет все первое отделение.
Во втором отделении тоже тематически подобранная музыка — современные композиторы Канчелли и Пярт. Причем ни тот ни другой никогда у нас не звучали — их произведения создают впечатление настоящего космоса.

А знаете, с чего все началось? Я слушала сочинение Гайдна «Семь слов Христа». И первое «слово» Христа на кресте звучит так: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». Собственно в этом и была отправная точка, в том числе и в связи с ужасными и несправедливыми событиями в моей жизни. Да, в этом фестивале есть часть личной истории, некое послание людям.

Тема веры и Богоискательства очень вдохновляет меня. И на этом вдохновении захотелось создать этот фестиваль. Важно поразмышлять для чего мы вообще живем на свете. Кто мы и зачем, какова наша главная миссия на земле, что мы должны делать, для чего жить, насколько должны быть добрее, сострадательнее. Ведь жизнь может оборваться в любой момент.

— У нас регион со своей проблематикой и непростой экономической ситуацией, из-за этого людям важнее решить какие-то более насущные проблемы, чем потратить деньги и время на поход в филармонию. А что вас заставляет до сих пор оставаться в Улан-Удэ?

— Я просто люблю то, чем занимаюсь. Для меня это, прежде всего развитие. И мне приятно, что людям нравится то, что мы делаем, они искренне благодарят, когда встречают на улице или в магазине. Иногда я сама себе удивляюсь… Я уезжала неоднократно, но я возвращалась, наверное, потому что у меня фамилия Уланова. Видимо у меня сильная связь с Улан-Удэ (смеется). У меня есть миссия первопроходца, революционера, если хотите, какого-такого странного человека для нашего города, который преследует только одну «корыстную» цель — сделать этот город лучше, ярче и интереснее для людей.

Подготовил Ким Дульбеев

Пиццика`то, или пиччика`то (итал. pizzicato) — приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком. В нотах переход на такой приём обозначается pizz., прекращение такой игры — arco («смычок»). Также «пиццикато» называют иногда музыкальное произведение, которое исполняется этим приёмом.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору