Небо Баха. В Концертном зале «Зарядье» Иван Рудин провел музыкальный марафон

Добавлено 12 ноября 2018 волонтер

Андрей Баранов (скрипка), Московский концертный зал «Зарядье», Международный музыкальный фестиваль «ArsLonga», Александр Гиндин (фортепиано)

Баховским марафоном завершился XVIII Международный музыкальный фестиваль ArsLonga. Почти всю программу фестиваля его худрук, пианист Иван Рудин, посвятил 333-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха: композитора, чье творчество стало синонимом совершенного человеческого духа не только для истории музыки.

Финалом «бахианы» стал проект «Бах-марафон», проходивший в двух концертных залах парка «Зарядье». Фото: Пресс-служба МКЗ «Зарядье»
Благоговейное отношение к Баху сохраняется у всех поколений музыкантов: Бах как «начало начал», «зерно», из которого растет само понимание процесса музыки, духовная собранность и глубина, сверхличный мир, совершенство формы, пронзительный общечеловеческий гуманизм. «Для меня Бах, — говорит Иван Рудин, — одно из тех невероятных природных явлений, которые вызывают огромное потрясение. Бах превосходит значение таких понятий, как композитор, музыка, искусство. Бах делает жизнь осмысленной и прекрасной».

Красивая календарная дата — конечно, не основной повод играть баховскую музыку, но резон организовать фундаментальный проект с привлечением круга музыкантов-«бахистов», помузицировать в ансамблях, открыть редкий для концертных залов репертуар. Такого рода проект и предложил публике фестиваль ArsLonga: «Бах-333» в четырех вечерах, сосредоточивший публику не на фундаментальных хоровых сочинениях Баха — Мессах и Страстях, а на редко исполняющейся в концертах инструментальной музыке. В монографической программе «J.S.Bach 333» прозвучали все двух- и трехголосные Инвенции Баха; в программе «Возвращение Баха» — «24 прелюдии и фуги» композитора Всеволода Задерацкого (ученика Сергея Танеева и учителя цесаревича Алексея), написанные им в сталинских лагерях; «В круге Баха» — клавирные сочинения и сонаты Баха и с ними — Фортепианное трио Феликса Мендельсона, вернувшего когда-то забытого Баха в историю.

Финалом арслонговской «бахианы» стал проект «Бах-марафон», проходивший в двух концертных залах парка «Зарядье». Иван Рудин пригласил из Германии авторитетного пианиста-бахиста Евгения Королева, чьи записи сложнейших баховских клавирных сочинений — Гольдберг-вариаций и «Искусства фуги» — признаны выдающимися. С Королевым выступила плеяда его «баховских» учеников: Иван Рудин, Степан Симонян, Реми Женье. Вместе с ними выступали пианисты Александр Гиндин и Люпка Хаджи-Георгиева (Македония), скрипач Андрей Баранов (Россия — Щвейцария), флейтисты Максим Рубцов из Российского национального оркестра и Илья Дворецкий, Алексей Уткин со своим Государственным камерным оркестром России и представители юного поколения музыкантов. В цикле клавирных концертов был исполнен неординарный набор, отражающий богатую «палитру» Баха: сольный Итальянский и ансамблевый Бранденбургский (N 5 ре-мажор), концерты для одного, двух, трех и четырех клавиров с оркестром. В тонком слитном ансамбле прозвучал концерт для трех клавиров (N 1 ре-минор), в основу которого вошли переложения частей из кантат BWV 146 («Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие») и BWV 188 («Все упование мое»). Однородный мягкий звук, струящееся движение в оживленном темпе, чистые инструментальные линии, как тонкие узоры внутри нежной звуковой материи, утонченность мадригала — Бах звучал, как голубое небо, как ангелы на хорах, как что-то совершенное, надмирное, что утрачено современным миром, но может быть снова и снова пережито — в Бахе.

Ирина Муравьева
rg.ru/2018/11…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору