Предстоящие мероприятия









Читайте на эту же тему

21 сентября 2015




Невероятные творческие трамплины Дениса Мацуева

Добавлено 18 сентября 2015

Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Юрий Башмет (альт, дирижер), Иркутская филармония

В Иркутске с блеском завершился X фестиваль «Звезды на Байкале"Всегда немного грустно расставаться с чудом. Иркутск попрощался с излюбленным фестивалем классической музыки «Звезды на Байкале». В таком подъеме он предвкушался, так триумфально прошли его замечательные тринадцать дней, насыщенных и разнообразных, — и вот они уже позади… Нынешний, юбилейный, уже десятый фестиваль был невероятно богатым, ярким, по-настоящему ошеломительным.

фото Марины Свининой
Одним из драгоценных достижений ежегодного праздника классики в столице Восточной Сибири его художественный руководитель Денис Мацуев назвал формирование особой фестивальной публики, которую по праву можно назвать важнейшей участницей грандиозного музыкального события.

— У нас в Иркутске всегда была очень образованная интеллигентная аудитория, но теперь мы можем говорить о возникновении публики именно фестивальной, которая поразительно тонко и живо воспринимает самые смелые наши эксперименты и сенсации. Как это случилось, например, на гала-концерте солистов балета Большого театра. Мы немного волновались, как наш зритель воспримет ультрасовременную постановку «Чинкве». Но, как оказалось, напрасно волновались. Наш зритель готов к самым смелым и неожиданным сценическим поворотам.

Россыпи сюрпризов

На счастливые потрясения X фестиваль звезд, действительно, оказался щедр. О самых ярких хочется сказать особо. Одноактный балет «Чинкве» на музыку Вивальди, который считается лучшей работой всемирно известного хореографа Мауро Бигонцетти, впервые увидел свет в американском Сегестром-центре искусств в 2011 году. По-итальянски «чинкве» означает «пять» — это причудливый калейдоскоп из пяти виртуозных партий для пяти выдающихся балерин, парад пяти характеров, пяти темпераментов, пяти судеб. Игорь Чапурин создал для этого уникального зрелища невероятные футуристичные костюмы с кожаными пачками, которые после нескольких первых тактов спускаются на героинь сверху. Драматургия балета построена на эклектике театра марионеток, традиции дель арте, модернизма и неоклассицизма. Изумительный спектакль стал блистательной жемчужиной в репертуаре Большого театра, на него «в драку» добывают билеты гости столицы. Теперь его увидели и наши земляки. Успех на вечере балета в музыкальном театре им. Н. М. Загурского был колоссальный. Впрочем, как дружно отмечают все участники фестиваля, атмосфера горячей зрительской благодарности и любви царила на каждом концерте двухнедельного музыкального праздника.

Конечно, ничего не было в Иркутске подобного самому первому из них, которым фестиваль открывался. Музыканты экстра-класса исполнили концерт Моцарта для трех фортепиано с оркестром. Зрители в очередной раз насладились невероятным мастерством прославленного симфонического оркестра Мариинского театра. Солировали Денис Мацуев, тринадцатилетний виртуоз Александр Малофеев и…, вот уж, действительно, небывальщина, сам маэстро Валерий Гергиев! Концерты для трех роялей — настоящие диковины в мире инструментализма. Планета знает такие сочинения Баха и Моцарта. Седьмой концерт фа-мажор зальцбургского гения, известный еще как «Лодрон-концерт» по фамилии заказчицы графини, сам автор впоследствии переработал для исполнения на двух фортепиано, так как три рояля к ряду в то время были большим дефицитом. Однако иркутский зритель удостоился услышать шедевр в соответствии с первоначальным замыслом композитора. Три полнозвучных Стейнвея на сцене музыкального театра вели живой, слегка куртуазный, на редкость праздничный по интонациям диалог.

О необыкновенном пианисте из Франции Люке Дебарге, который ворвался на мировую концертную арену благодаря участию в XV конкурсе им. П. И. Чайковского, куда его привезла педагог русского происхождения Рина Шерешевская, мы рассказали отдельно («МК Байкал», 16—23 сентября 2015). Впечатления от его концерта в Иркутской филармонии адресованы читателям в нашем прошлом номере. В завершающий день фестиваля на сцене музыкального театра спел обладатель Гран-при конкурса Чайковского монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар. Судьба этого молодого оперного исполнителя тоже весьма необычна и связана с выдающимся русским деятелем искусств. Певца с красивым тембром на одном из конкурсов, где он участвовал в составе милицейского хора Монголии, заметила концертмейстер Улан-Удэнского театра оперы и балета, народная артистка России Дарима Линховоин. Она пригласила талантливого юношу работать в театр и сразу стала готовить к борьбе на главном российском конкурсе музыкальной молодежи. До этой встречи судьба вокалиста складывалась неровно. Было время, когда паренек у себя на родине работал таксистом и даже, если верить вездесущей прессе, ночевал в подъездах. Теперь, после триумфа на конкурсе Чайковского, Ариунбаатар получил приглашения к сотрудничеству от Дениса Мацуева и от главного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева. Но он не намерен отрекаться от оперной карьеры в Бурятии, которой считает себя многим обязанным. Рассказывая о своем ученике, Дарима Линховоин подчеркнула, что в последнее время именно тембры яркой окраски становятся редким чудом среди академических исполнителей. Монголия и Бурятия — счастливые азиатские оазисы, где еще «водятся» роскошные голоса, генетически предназначенные для оперной славы. Густой и «тёмный», бархатный баритон Ганбаатара иркутские меломаны смогли по достоинству оценить в самых хитовых ариях — каватине Фигаро из «Севильского цирюльника», балладе Томского из «Пиковой дамы» и куплетах тореадора из «Кармен».

Кроме обладателя Гран-при, который жюри присуждает далеко не каждый раз, в Иркутске выступили и другие лауреаты конкурса им. П. И. Чайковского: немецкая скрипачка Клара-Джуми Кан, пианист из США Джордж Ли, румынский виолончелист Андрей Ионут Ионица. Конечно, не забудут очевидцы и сногсшибательного джазового концерта «Утесов навсегда», который дали Мари Корне и Дмитрий Хоронько с «Тромбон-шоу», и сольного выступления легендарного джазового пианиста, профессора Высшей школы музыки им. Ференца Листа в Веймаре Леонида Чижика. Большую радость и великое наслаждение подарили публике и юные исполнители — звездочки конкурса «Новые имена».

Сюрпризом и, можно сказать, изюминкой фестиваля стал драматический спектакль «Музыка двоих» по пьесе Маргерит Дюрас, который в рамках музыкального форума сыграли популярные французские актеры Фанни Ардан и Жерар Депардье. Несмотря на то, что билеты на одноактное театральное представление звездного дуэта были самыми дорогими, в зале яблоку негде было упасть. Грустную историю влюбленной пары, которая не сумела сберечь свой союз, играли на языке оригинала с русскими титрами на экране. Фанни Ардан была права, когда на встрече с журналистами сказала, что динамика человеческих отношений и чувств — это всегда музыка, внутренняя музыка души, которая, так же как любая мелодия, не нуждается в подстрочном переводе.

фото Марины Свининой
Откровения маэстро Башмета

В итоговой пресс-конференции фестиваля принял участие великий музыкант современности, художественный руководитель камерного оркестра «Солисты Москвы», одного из лучших в мире, Юрий Башмет. В двенадцатый день «Звезд на Байкале» его прославленный коллектив играл с Денисом Мацуевым два произведения, которые они никогда прежде не исполняли вместе, — концерт Шнитке для рояля и струнных и вариации Лютославского на темы Паганини. Незадолго до встречи с публикой маэстро прервал напряженный репетиционный процесс, чтобы поделиться с нами впечатлениями от фестиваля и размышлениями о природе искусства.

— Когда говорят о Денисе Мацуеве, моем друге, и в отечестве, и за рубежом часто хвалят его невероятную энергию и бесконечную творческую фантазию, — рассуждал Юрий Башмет. — Но мало кто подмечает, что почти каждый раз в его исполнении мы становимся свидетелями открытия. Он почти всегда находит какую-то новую грань в давно известных музыкальных текстах, такую, которую не затрагивали еще до него ни Горовиц, ни Рихтер, ни прежде он сам. Так было вчера, когда мы играли Шостаковича, прозвучали просто россыпи таких открытий. Такие концерты мы называем счастливыми, когда именно сейчас на сцене рождается нечто еще неслыханное доселе. Мы на сцену выходим как на некий трамплин для творческого полета, траектория которого всегда должна быть новой. Поэтому ни один концерт нельзя повторить. И поэтому, несмотря на обилие технически безупречных записей на разные современные носители, залы никогда не опустеют. Люди будут приходить на свидание с музыкальными чудесами.

— Знаете, для меня эталоном красоты звучания всегда была игра потрясающего скрипача XX века Зино Франческатти, — продолжал выдающийся дирижер. — Мне посчастливилось читать его переписку с одной доброй знакомой. Он сообщил ей в одном письме: «Вчера я сыграл концерт, недостойный Зино Франческатти». Он признался, что стал записывать все свои концерты с помощью отличной аппаратуры. И тут же пообещал: «Как только я сыграю концерт, достойный Зино Франческатти, немедленно продам все свои скрипки и уеду пасти свиней в горы Швейцарии». Самое невероятное, что этот гениальный музыкант так и ушел, совершив, по-моему, героический поступок. Месяца через полтора после этого признания он сыграл концерт, который посчитал пиковым для себя. И действительно исчез со сцены, продав свои инструменты. Его скрипку Страдивари я слышал потом в руках другого исполнителя и абсолютно ее не узнал. Не услышал этого волшебного переливания из ноты в ноту, какое было у Зино… Мы, артисты, устремляемся на сцену, пока можем нести свой сокровенный звук, пока способны на свои еще не исчерпанные открытия. Поэтому и волнуемся так перед каждым выступлением. Нужна большая отвага и щедрость, чтобы в каждом выступлении дарить свое мастерство так, словно это может быть в последний раз, не экономить себя «на потом», не жадничать. Вот Денис Мацуев не боится быть расточительным, он абсолютно не жадный на находки. И в исполнительстве, и в генерировании творческих идей и проектов. Поэтому ему и верят все и помогают охотно и с радостью.

фото Марины Свининой
Громадьё планов

Еще не прозвучали заключительные аккорды нынешнего фестиваля, а Денис Мацуев уже поделился с нами самыми знаковыми секретами будущего, XI, который мы будем встречать в 2016 году. Приедет Юрий Темирканов с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной филармонии. Будет вести трансляцию французский телеканал Медичи ТВ, который, по свидетельству организатора фестиваля, «подает классические концерты как спектакли, как театр», что обеспечивает несметное количество телезрителей по всему миру. Недавно прошедший конкурс Чайковского благодаря каналу Медичи собрал 11 миллионов просмотров. Если в 2015 году для концерта в рамках фестиваля купили превосходный рояль для Братска, в следующем обязательно приобретут рояль для ангарской публики. Фестиваль будет расширять свою географию в границах региона, проникать в новые и новые населенные пункты. Благотворительный аукцион «Нота До» собрал 6 млн 710 тыс. рублей. На эти деньги будут куплены инструменты и организованы учебные программы для талантливых детей Иркутской области, занимающихся творчеством.

Самую главную перспективную новость Денис Мацуев доверительно поведал публике во время одного из концертов. Наконец-то определено окончательное месторасположение будущего, с нетерпением ожидаемого всеми любителями классики в нашем регионе большого концертного зала, в создании которого примет участие акустический мастер с мировым именем Ясухиса Тойота. Решено, что зал на 1200 зрительских мест будет построен в том историческом месте, где зарождался Иркутск, у впадения Иркута в Ангару, слева от Вечного огня. С его сооружением законченный праздничный вид обретет все левое крыло Нижней набережной до старого Глазковского моста. Денис Мацуев подчеркнул, что долгожданный зал обязательно должен стать доступным для всех желающих, постоянно заполненным самой разнообразной концертной программой. Выступать в нем будут не только мировые звезды, но и талантливые земляки, молодые исполнители и подающие надежды дети, как это сейчас происходит в новом здании Мариинки, где исполнители-школьники играют для своих сверстников. Новый зал, который, хотелось бы надеяться, года через три уже распахнет свои двери, станет визитной карточкой нашего города и обеспечит его появление на концертной карте мира.

Марина Рыбак

baikal.mk.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору