Норвежская «Katoptromanti», «яркий и дерзкий» Концерт Мосолова и мировая классика

Добавлено 26 октября 2015

Камерный зал Поморской филармонии, Архангельский государственный камерный оркестр, Сергей Главатских (фортепиано, композитор)

Новый творческий сезон Архангельский камерный оркестр открыл ярко, необычно и запоминаемо. 2 октября в Северодвинске и 3 октября в Архангельске Камерный оркестр предстал в новом амплуа — в составе российско-норвежского оркестра. Слушателям была представлена музыка разных эпох и стилей: шедевры мировой классики, современная норвежская музыка и русский авангард.

На концертах в обоих городах была представлена одна программа, в которой звучали семь духовых инструментов норвежского ансамбля «Arktisk Sinfonietta» — флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон. Также приехали два ударника. Свои краски в российско-норвежскую музыкальную палитру добавили струнники Камерного оркестра, архангельский валторнист и ударники.

Пьеса с загадочным названием «Katoptromanti», принадлежащая перу норвежца Эрика Стифьелла, открыла программу. По словам композитора, заглавие обозначает гадание на зеркалах, и если посмотреть в два зеркала одновременно, можно увидеть много интересного. Действительно, с первых секунд исполнения пьесы зал окутала магическая и мистическая атмосфера. «Katoptromanti» — это игра света в музыке, в которой нет сюжета, только оттенки, переливы и грани. Слушателям звучание показалось необычным, но интересным.

Далее последовала Сюита вальсов Ф.Шуберта в инструментовке Э.Денисова. Упоительная, тонкая, воздушная музыка, полная невероятно красивых созвучий, буквально ласкала слух.

Ключевой композицией первого отделения стал Концерт для фортепиано и камерного оркестра ор.14 Александра Мосолова, ровесника ХХ века, единственного композитора мирового значения, жизнь которого касалась Архангельска. Как ни странно, у себя на родине, в России, Александр Васильевич почитаем не так, как в Европе и в Америке. Концерт для фортепиано и камерного оркестра стал фаворитом слушателей в Северодвинске и архангельским гостям понравился не менее. «Роскошная», «яркая», «дерзкая», «шикарная», «сильная» музыка, «которая держит в напряжении с первых секунд звучания вплоть до последнего аккорда», «которая не дает перевести дыхание», «целиком и полностью поглощает внимание», «настоящая звуковая лавина обрушилась на зал, никого не оставив равнодушным», — так охарактеризовали слушатели это сочинение, которое в сопровождении оркестра исполнил пианист Сергей Главатских, уже хорошо знакомый архангельским слушателям.

Александр Мосолов — личность яркая, окруженная множеством интересных и забавных, трагических и серьезных историй. Рукопись Концерта тоже пережила свою историю. Ноты были утеряны в желтом чемодане и почти через полвека чудесным образом были обнаружены в Европе. Их возрождение можно считать не случайным, Концерт для фортепиано и камерного оркестра — без преувеличения восхитительное сочинение, которое непременно нужно услышать.

Второе отделение открыл «Сказ о свинце и замерзшем свете» современного норвежского композитора Майи Ратхе (Maja Ratkje). Это сочинение представляет собой игру света, цвета и звука в музыке, целый набор разнообразной звукописи, на которую только способен струнный оркестр. Даже без предыстории можно почувствовать, что музыка рассказывает о трагедии — инструменты в руках музыкантов плачут, кричат, стонут и вздыхают. Это переживания и боль, выраженные в звуках. Майя Ратхе написала «Сказ о свинце и замерзшем свете» как отклик на трагические события 22 июля 2011 года в Осло и на острове Утойя, когда от рук террориста погибли десятки человек. По словам автора, в заглавии отражены ужас и надежда. «Я прежде не представляла, что из струнных инструментов можно извлечь такие звуки, как мы слышали сегодня, — поделилась гостья. — Более того, музыканты не только „извлекали звуки“, в музыке была рассказана очень непростая история, мы все почувствовали это настроение».

«Визитной карточкой» скандинавских духовиков стал Концерт для семи духовых, ударных и струнного оркестра швейцарского композитора Франка Мартэна. Это виртуозный трехчастный концерт с сольными партиями духовых высокой степени сложности. Наши европейские гости продемонстрировали слушателям весь свой блеск, профессионализм и мастерство. На десерт музыканты приготовили для слушателей сюиту Бенджамена Бриттена «Музыкальные вечера» в пяти частях по темам Джоаккино Россини.

— Мы привели с собой на концерт детей, воспитанников музыкальной школы, — рассказала слушательница из Северодвинска. — Очень переживали, как они будут воспринимать музыку, выдержат концерт, очень долгий по продолжительности. Но даже детям было интересно, что говорить о взрослых. Учеников вдохновила работа совместного российско-норвежского оркестра.

www.arh-orchestra.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору