Предстоящие мероприятия


Москва
26 сентября 2017









Москва
16 ноября 2017

Читайте на эту же тему





Оркестр под флагом

Добавлено 16 июля 2013

Валерий Гергиев (дирижер), Большой зал Московской консерватории

Подростки из 42 штатов Америки сыграют в Москве и Петербурге

Валерий Гергиев убежден, что сегодня у юных музыкантов все меньше поводов думать, что учиться надо где угодно, только не в России. Фото: EPA

В рамках мирового дебютного турне только что появившийся Национальный Молодежный оркестр Америки (National Youth Orchestra of the United States of America) даст два концерта в России - в Большом зале консерватории и в театре Мариинка -2. Новый симфонический коллектив, созданный по инициативе Карнеги-холл, приезжает со своим руководителем Валерием Гергиевым - 120 музыкантов в возрасте от 16 до 19 лет. Дебютные концерты NYO-USA в Перчейз-колледже Университета штата Нью-Йорк и в Кеннеди-центр в Вашингтоне произвели фурор. Сенсацией стало исполнение юными музыкантами 10-й симфонии Шостаковича. Мы связались по телефону с Валерием Гергиевым в дни, когда шли репетиции и выступление в Нью-Йорке. Но первый вопрос задал маэстро:

Валерий Гергиев: Какие новости в Москве?

Смена гендиректора в Большом театре. В прессе прошла информация, что этот пост предлагали вам?

Валерий Гергиев: Вранье, выдумка журналистов или кого-то из чиновников минкультуры! Я в последнее время ни о чем даже думать не мог, как только построить наш новый театр! Это просто абсурд, будто мне предлагали, а я хотел слить два театра - Большой и Мариинский! Мне и без того надо как-то организовать деятельность Мариинского театра на трех площадках. Да, меня звали в Большой театр, но это было в 90-х.

Логичной была отставка сейчас, накануне крупных гастролей Большого в Лондоне?

Валерий Гергиев: Мне трудно комментировать происходящее в Большом театре, но могу сказать, что и Большой, и Мариинский стоят перед очень большими вызовами. У Мариинского сегодня три площадки, и главная проблема - как обеспечить бесперебойную деятельность даже при такой поддержке государства. Типично российская история, когда при совершенно ненормальных, гигантских затратах в 22 миллиарда рублей государство сдает огромный комплекс, который, если судить по позиции минкультуры, театру предлагается осваивать самостоятельно. А надо закупать световое, звуковое, видеооборудование, имущество, обеспечивать инструментами пришедших в оркестр музыкантов. Представьте, что сегодня коллектив Мариинского театра чуть ли не в ручном режиме переносит одни и те же 10-15 контрабасов или комплектов ударных инструментов из одного здания в другое! Что касается Большого театра, то я надеюсь, скоро уже не печальные истории и многочисленные интервью балетных будут привлекать внимание мира к Большому театру, а его творческие успехи. Новый директор Владимир Урин - опытнейший администратор и руководитель театра, который тоже проходил через реконструкцию. Опыт ему поможет поправить то, что нужно. Я хочу пожелать Владимиру Георгиевичу больших успехов.

Новость из Нью-Йорка - состоявшийся дебют молодежного американского оркестра. Что скажете об этом коллективе?

Валерий Гергиев: Скажу, что ребята играли здорово, был громадный успех, огромный общественный резонанс, пресса. Фактически у всех на глазах произошло рождение нового оркестра. Причем речь идет об очень юных исполнителях, почти детях: они еще учатся в школах, колледжах. В истории Америки впервые создан такой общенациональный молодежный оркестр. И можно только поздравить американских коллег - они сделали важное дело. Я репетировал с ребятами несколько дней в очень напряженном режиме: заканчивали играть за полночь. Хотелось создать хорошую базу для выступлений в первом турне: Нью-Йорк, Вашингтон, Москва, Петербург, Лондон. Причем концерт в Большом зале консерватории будет записываться каналом Культура, ВВС сделает трансляцию концерта NYO на крупнейшем фестивале BBC-Proms (Променад) в Лондоне. А это сразу - огромная телевизионная аудитория.

Уровень оркестра соответствует этим масштабам?

Валерий Гергиев: Состав очень сильный, призванный, видимо, продемонстрировать, насколько сильна сегодня система подготовки будущих профессионалов в США. Ребят отбирали во всех штатах Америки, в составе представлены 42 штата, 120 человек. А прослушивание проходили тысячи музыкантов! Среди оркестрантов много латиноамериканцев, китайцы, японцы, корейцы, представители европейских стран. Учатся они в Америке, в Великобритании, в Германии. Программа у нас вызывающе трудная. Прозвучит мировая премьера сочинения молодого американского композитора Шона Шеперда (Sean Shepherd) "Магия", написанного по заказу Карнеги-холл и ВВС. Затем - сюита из популярнейшей оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", Скрипичный концерт Чайковского в исполнении одного из самых знаменитых американских скрипачей Джошуа Белла. Для меня лично гвоздь программы - 10-я симфония Шостаковича. Мне очень хотелось быстро подвинуть молодой оркестр к постижению главных ценностей в симфонической музыке ХХ столетия. А лучшего примера, чем симфонии Шостаковича, не найти

Но оркестрантам по 16-19 лет, и у многих даже опыта оркестровой игры не было. Как работали с ними над таким сложным материалом?

Валерий Гергиев: Было очень интересно! Это сильные, технически продвинутые ребята, у них огромный энтузиазм, большая концентрация внимания. Они здорово приняли меня, и я тоже, естественно, выкладывался, работал очень-очень детально. Обсуждали все: качество звука, фразировку, тембр, динамику, симфонический размах, который просто так - от шумной игры, не появляется. Я выступал здесь скорее как педагог, чем дирижер. Важно, что в Америке идею Молодежного оркестра принимают с энтузиазмом. Событие привлекло внимание самых крупных газет и журналов, таких солидных каналов, как CBS. Это, пожалуй, можно сравнить с тем, что было у нас перед конкурсом Чайковского. Выступая в разных странах, я работал практически со всеми известными в мире молодежными оркестрами: с оркестром Pacific Music Festival (PMF) в Саппоро, с фестивальным оркестром в Вербье, с оркестром Шлезвиггольштейнского фестиваля в Германии. И я считаю, это очень важно, чтобы молодежные оркестры заявляли о себе: стране это гарантирует солидное музыкальное будущее. Судя по уровню молодежного оркестра США, волноваться в ближайшее десятилетие за качество американских оркестров не придется.

Что же в России мешает создать такой оркестр?

Валерий Гергиев: Я как раз надеюсь, что опыт американцев поможет нам в ближайшее время собрать юношеский общенациональный оркестр России. Такой оркестр нам нужен. Мы в долгу перед юным поколением: не случайно ведь многие, не достигая 20-летнего возраста, уезжают искать лучшие вузы и педагогов на Запад. Но сегодня в России складываются более благоприятные условия для музыкантов, и поводов думать, что учиться надо где угодно, только не в Москве, Петербурге, Казани или Екатеринбурге, становится меньше. Правда, собрать такого уровня оркестр, как NYO-USA, нам будет очень трудно. Я бы хотел, чтобы профессора из Московской консерватории, Гнесинского института, училищ, наши журналисты обратили внимание на эти концерты в Москве и в Петербурге. Ведь это благородное дело - создать Национальный юношеский оркестр. И надо знать, что происходит в мире.

Справка "РГ"

Национальный молодежный оркестр США (National Youth Orchestra of the United States of America) - первый молодежный оркестр в истории Америки. Основан по инициативе Института музыки Вайля при Карнеги-холл. Юные музыканты из разных штатов участвуют в программе: ежегодный 2-недельный курс обучения в Перчейз-колледже при Нью-Йоркском университете у ведущих музыкантов американских оркестров и гастроли. В 2013 году мастер-классы проводили солисты Лос-Анджелесского филармонического оркестра, Симфонических оркестров Филадельфии, Чикаго, Хьюстона, Сент-Луиса, Питтсбурга и Метрополитен-оперы. Обучение в NYO-USA бесплатное. Карнеги-холл планирует привлечь $10 млн средств в течение первых пяти лет работы программы NYO-USA . Летние туры оркестра будут проходить в разных частях света с известными дирижерами. Мировой дебют NYO-USA состоялся с Валерием Гергиевым.

Текст: Ирина Муравьева
rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Зоя С., Красноярск., 17 июля 2013:

    Вопрос В. Гергиеву: "сегодня в России складываются более благоприятные условия для музыкантов". Хотелось бы уточнить, что именно Вы называете "благоприятными условиями", и по сравнению с чем "более"? С прошлым России или СССР или по сравнению с другими государствами? Спасибо.

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору