От музыки симфонической — к музыке камерной

Добавлено 27 апреля 2015

Архангельский государственный камерный оркестр

Игорь Александрович Каждан — залуженный деятель искусств АР Крым, гость Камерного оркестра, который будет за пультом 29 апреля в Биржевом зале Гостиных дворов. Мы встретились с дирижером и поговорили об особенностях грядущей концертной программы, и не только.

Игорь Александрович, расскажите, как получилось, что вместе с новым для Камерного оркестра дирижером, на грядущем концерте появится еще и неизвестный Архангельским слушателям солист, Сергей Журавель, вместе с самим автором сочинения. Каким образом сложился такой коллектив?

С Сергеем Журавелем мы познакомились в прошлом году на фестивале арфовой музыки, где были представлены произведения композиторов Кикты и Ульянича. Именно там мы с известным флейтистом Сергеем Журавелем готовили произведение «Волынские наигрыши» Валерия Кикты. Сочинение, на мой взгляд, очень яркое и необычное, и когда мы вели переговоры с Владимиром Онуфриевым, я предложил сыграть именно это сочинение на нашем совместном концерте. Особенность «Волынских наигрышей» — на сцене одновременно находятся четыре флейты, на которых играет один исполнитель. Я уверен, что такое сочинение станет определённо чем-то новым для Архангельских слушателей.

Музыка Валерия Кикты содержит в себе как русское, так и украинское начала. Как выяснилось, Вы с Валерием Георгиевичем уже общались и даже работали вместе. Каковы Ваши впечатления от этого сотворчества?

Еще в 2009 году мне довелось сыграть одно из произведений Кикты. При работе над сочинениями многие композиторы высказывают дирижеру свои пожелания, дают наставления, указывают на какие-либо ошибки, советуют, что нужно поменять и т. д. В случае с Валерием Георгиевичем такого не наблюдалось; каждый раз, когда я обращался к нему за советом по поводу темповых моментов, балансов оркестра и прочих деталей, он полностью отдавал мне бразды правления, что является определенной степенью доверия. Именно поэтому работать с ним было в удовольствие.

Ваше основное поле деятельности это оркестры симфонические. Часто ли доводилось работать с такими небольшими оркестрами, как Архангельский камерный?

Нет, и более того — это мои первые гастроли с камерным оркестром. Конечно, я исполнял программы для струнного квинтета, еще в Крыму, но не так часто. Непосредственно работа с камерным оркестром, который специализируется на определенной музыке, случилась именно здесь, в Архангельске, что для меня является ценным опытом.

К какой музыке Вы больше тяготеете?

Думаю, именно к симфонической. Я люблю играть крупные полотна, крупные формы, где требуется работать с большим составом оркестра. Однако то, что происходит сейчас — работа с Архангельским камерным оркестром — как я уже говорил, это колоссальный опыт. Игра струнной группы в симфоническом оркестре отличается от игры камерного оркестра, здесь есть свои тонкости, особенности, которые полезно знать.

Игорь Александрович, 10 лет вы являлись руководителем Крымского симфонического оркестра. В последний год оркестр стал работать в другой стране. Повлияло ли это каким-то образом на работу оркестра, заметна ли была разница?

Так совпало, что вот уже четыре месяца я не возглавляю этот оркестр; Крым стал частью России, однако власть осталась, по своему составу, той же, украинской. Очень многие работники сферы культуры в то время остались без работы. Сейчас оркестр возглавляет другой человек, именно поэтому я не знаю, что именно сейчас происходит с оркестром, однако думаю, что 50% нашей работы они уже потеряли. Путь к формированию полноценного симфонического оркестра был тернист: лишь последние пять лет мы научились зарабатывать и у нас был полный штат административных сотрудников, а до этого — не было ничего. В 2006 году меня назначили главным дирижером, и я вложил очень много труда для того, чтобы оркестр заиграл. Мы сталкивались даже с тем, что у нас не было адекватного помещения для репетиций. Спустя девять лет Крымский симфонический оркестр уже был единым целым, «организмом» и сплоченной командой. Однако в последний год многие из музыкантов боялись потерять работу, отчего выбрали иной путь и, грубо говоря, забыли о своих руководителях; несомненно, это сказалось на коллективе.

Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

Сейчас я активно гастролирую по России: недавно был в Смоленске, сейчас — Архангельск, а в мае еду в Курск. Пожалуй, сейчас для меня настало самое насыщенное поездками время, что, без сомнения, воодушевляет.

arh-orchestra.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору