Открытие сезона, или Из Берлина с любовью

Добавлено 06 сентября 2016

Псковская филармония, БКЗ Псковской филармонии

8 сентября в Пскове состоится официальное открытие 73-го филармонического сезона. Симфонический оркестр под управлением главного дирижера Эдуарда Банько подготовил премьеры уникальных сочинений. В концерте примет участие солистка Берлинского Резиденц Оркестра Алена Карманова (сопрано), которая исполнит уникальное произведение советского классика Рейнгольда Глиэра «Концерт для голоса с оркестром». О своем участии в открытии сезона певица рассказала корреспонденту Псковской Ленты Новостей.


— Алена, как получили предложение принять участие в концерте в Пскове?


— Предложение поступило от моего педагога, с которым связался ваш дирижер. Она меня порекомендовала, за что я ей, конечно, очень благодарна, потому что редко можно услышать такую музыку, и это большое счастье ее исполнять. Это потрясающий концерт. В общем-то, это вызов, наверно, потому что концерт очень сложный.

— Расскажите про это произведение Глиэра. В псковской филармонии отмечают, что нужно обладать какими-то недюжинными способностями, чтобы его исполнять.

— Конечно, с технической точки зрения он очень сложный. Но основная проблема, я бы сказала, в том, что концерт состоит из двух частей, и эти две части как будто бы написаны для двух абсолютно разных голосов. Первая часть более лирическая, более высокая. Она, конечно, требует голоса более плотного. Вторая часть — это легкий вальс. Там нужно легкое-легкое колоратурное сопрано. Как так сделать, чтобы и в первой части все прозвучало очень наполненно, и во второй части была легкость изумительная, которая задумана композитором? Я бы сказала, что это основная сложность.

— Наверняка, вы уже придумали, как с этой сложностью справляться? До этого вы этот концерт исполняли?

— Нет, в четверг я буду в первый раз его исполнять. Конечно, здесь есть, над чем подумать. Я послушала много записей, много разных интерпретаций. Ну, а как я справилась, посмотрим в четверг.

— Когда вы приезжаете в Псков?

— Я приезжаю в среду, репетиция у нас в шесть часов вечера. Это произведение довольно длинное. В нем много моментов, которые мы должны обсудить и с дирижером, в первую очередь, а потом как следует отрепетировать. Это музыка романтическая, сложная. Там много агогики. То есть темп нестабильно держится, а все время скачет. Очень много тонкостей, каких-то деталей. Это, безусловно, требует времени для репетиционного процесса. Я надеюсь, что времени будет достаточно, и мы хорошо поработаем.

— Насколько вам эта музыка близка?

— Она мне близка невероятно. Честно говоря, вживую я этот концерт никогда не слышала, потому что его очень редко исполняют. Конечно, я слышала записи, когда-то мы проходили его по музыкальной литературе. Я знала, что такое произведение есть. Но когда я сама стала с ним работать и стала учить, я поняла, что на композитора очень большое влияние оказал Рахманинов в первой части. Это что-то настолько русское. Конечно, если мы говорим о том, в какое время и в каких условиях был исполнен этот концерт, то возникает очень много вопросов с точки зрения значения этой музыки. Что хотел сказать композитор? Для меня это очень интересная работа. И мне кажется, эта музыка очень трагическая, у оркестра все время что-то бурлит, что-то готовится. Весь трагизм в оркестре, а у голоса задача над всем этим показать новую жизнь, которая вечная. Эта музыка очень сложная и с технической точки зрения, но самое сложное найти в этом для себя какой-то смысл. Конечно, если думать о том, в какое время появилась эта музыка, то я бы сказала, что это как рождение ребенка, когда война, горе… Это что-то вечное, что не проходит… Сложно сказать, потому что я, к сожалению, не нашла информацию о том, что сам Глиэр говорил об этом концерте. Но мне это как-то так представляется. Не зря он такую музыку написал…

— Почему выбор пал именно на этот концерт? Это предложение из Пскова?

— Да, это предложение именно от Пскова. Я так поняла, что оркестр хотел устроить именно такой концерт из музыки, которую он еще никогда не исполнял. В программе Глиэр и Чайковский.

— Концерт-открытие сезона накладывает дополнительную ответственность?

— Конечно. Для меня это двойная ответственность, потому что, честно говоря, в России я не пела уже лет 8.

— То есть это первый за 8 лет концерт в России и именно в Пскове?

— Да, так получилось, что я уехала учиться почти 8 лет назад в Берлин, и в общем-то, вся моя деятельность там сосредоточена. Для меня большая радость, что я приехала в Россию и у меня есть возможность выступить на Родине. Да еще и с такой потрясающей музыкой.

— Волнение в преддверии выступления перед русской публикой есть?

— Я не волнуюсь перед концертами. Я им радуюсь.

— На ваш взгляд, есть ли какие-то различия между русской и, к примеру, немецкой публикой?

— Как показывает моя практика, публика разная от концерта к концерту. Никогда не знаешь, перед кем споешь сегодня и какая будет атмосфера. Не могу сказать, честно говоря, как по национальному признаку ведет себя публика. Но, безусловно, имеет значение, перед какой публикой исполнять чисто русскую музыку. Ведь русская музыка — это что-то особенное.

— А вы сами часто поете за границей произведения русских композиторов?

— Не часто, но случалось. Например, я была в 2014 года награждена стипендией как одна из лучших студенток Высшей Школы Музыки «Ханнс Айслер» в Берлине, и я должна была спеть концерт. Программа формировалась по моему выбору. Поскольку мы как раз отмечали день рождения Чайковского, я решила петь его. Зрители слушали очень внимательно, все были в большом восторге, потому что интерес к русской музыке есть, и это радует.

Беседовала Светлана Аванесова

Отметим, что «Концертом для голоса с оркестром» не ограничивается программа первого концерта сезона в Псковской филармонии. Еще одна премьера, которую подготовил оркестр, сложна и глубока не по возрасту — это Симфония № 5 ми минор Петра Чайковского, появившаяся на свет в результате духовных исканий композитора, которые сам Петр Ильич сформулировал как «чисто личное чувство уходящей жизни и страха смерти».

Добавим, Алена Карманова родилась в городе Кола Мурманской области. В 2003 году с красным дипломом окончила ССМШ-Лицей при Санкт-Петербургской Государственной Консерватории по специальности «Хоровое дирижирование». В 2008 году окончила Санкт-Петербургскую Государственную Консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Татьяны Немкиной).

С детских лет принимала участие в различных конкурсах и фестивалях, многократно становилась лауреатом (конкурс «Берег надежды» в Болгарии, конкурс им. Рахманинова, конкурс «Окно в Европу», «Молодежные дельфийские игры» и др.), выступала в телевизионных программах ТРК «Петербург-Пятый Канал» для детей и юношества.

Будучи студенткой консерватории брала частные уроки у Заслуженной артистки РСФСР, Лауреата государственной премии России Инессы Просаловской, под руководством которой готовилась к вступительным экзаменам в Высшую Школу Музыки «Ханнс Айслер» Берлин, где обучалась с 2009 по 2016 годы у профессоров Бренды Митчелл, Джанет Уиллиамс и ведущей солистки Берлинской Государственной Оперы Анны Самуил. Принимала участие в мастер-классах Елены Образцовой, Петера Берне и Юлии Варади.

С 2010 года является солисткой Берлинского Резиденц Оркестра, с которым исполняет программы из произведений композиторов эпохи Барокко.

Активно сотрудничает с Бранденбургским Государственным Оркестром (г. Франкфурт), оркестром Театра Оперы и Балета города Бранденбург, оркестром Нижне-Саксонской Филармонии (г. Геттинген), камерным оркестром «Санкт-Петербург Симфониетта» (г. Берлин).

Певица имеет также обширный камерный репертуар и выступала с концертами в различных городах Германии, в Швейцарии, Австрии, Голландии, Франции и Эстонии.

pln-pskov.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору