Предстоящие мероприятия












Новосибирск
с 2 декабря 2016 по 8 декабря 2016


Читайте на эту же тему






Пермь, Екатеринбург и Новосибирск обнародовали программы Года Культуры

Добавлено 19 января 2014

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский (дирижер), Валерий Гергиев (дирижер), Борис Березовский (фортепиано), Андрей Коробейников (фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано), Новая Опера, Вадим Репин (скрипка), Саратовская филармония, ГКЗ им. Арнольда Каца, Свердловская филармония

Иностранцев, бывающих в России, многое удивляет. В том числе централизация всей жизни страны - якобы все достойное внимания происходит в столице. Да и москвичи живут в уверенности, что жизнь за пределами Третьего транспортного кольца - уже не совсем жизнь. Многим кажется, что удел провинции - довольствоваться ролью очажка местной культуры, иногда вполне самобытной, но в целом неспособной претендовать на сколько-нибудь значимую роль. Между тем, стоит посмотреть, скажем, планы наступившего Года культуры хотя бы в сфере музыки и музыкального театра, чтобы понять: москвичам есть чему завидовать, а иностранцам есть куда стремиться.

Вот, например, Пермь, ее Театр оперы и балета, где первое лицо сегодня - дирижер Теодор Курентзис. В прошлом году здесь работал (впервые в России!) знаменитый американец Питерс Селларс, осуществивший, опять-таки впервые, постановку оперы Перселла "Королева индейцев". В 2014-м он продолжит свое сотрудничество с театром и в мае выпустит Missa Solemnis Бетховена. Это не опера, но ясно, что режиссер уровня Селларса концертным вариантом не ограничится. А в июне состоится долгожданная мировая премьера оперы композитора-радикала Дмитрия Курляндского "Носферату". Ее сценическое воплощение в содружестве с Курентзисом осуществят не менее знаменитые греки: режиссер Теодорос Терзопулос и один из столпов "arte povera" художник Яннис Кунеллис. На конец июня перенесен Дягилевский фестиваль, который обычно предлагает интереснейшие программы. А традиционной сентябрьской оперной премьерой в Перми станет "Дон Жуан" Моцарта в постановке Валентины Карраско, режиссера из круга Ла Фура дель Баус. Этот спектакль будет завершающей частью проекта "Оперы Моцарта / Да Понте на пермской сцене". Знаменитый пермский балет порадует премьерами: в марте можно будет познакомиться со спектаклем "Голубая птица, или Принцесса Флорина" на музыку Адана, а в декабре осуществится "Вечер балетов английских хореографов "Зимние грезы".

Екатеринбург тоже готовит театральную сенсацию, способную потрясти воображение. Но еще до этой премьеры, уже в апреле интернациональная команда (дирижер Владислав Карклин и режиссер Диттер Каеги из Швейцарии) выпустит "Евгения Онегина". Когда оперное "наше все" отдают в иноземные руки, конечно, возникает волнение, но и обостренный интерес. Набирает обороты активная культуртрегерская деятельность худрука балета Вячеслава Самодурова. В прошлом сезоне он выпустил три своих работы (две из которых номинированы на "Золотую маску") и второй раз провел Dance-платформу, предоставляющую шанс молодым хореографам поработать с профессиональными артистами. В 2014-м состоится третья платформа, появится и новая премьера Самодурова. Право осуществить свой спектакль получил перспективный участник Dance-платформы, молодой питерский хореограф Константин Кейхель. Ну, а главное событие года прогремит в сентябре: в Екатеринбурге споют на санскрите! Да, знаменитая опера "Сатьяграха", посвященная Махатме Ганди, будет поставлена впервые в России. Проект одобрен самим автором, классиком американского минимализма Филипом Глассом, театр заручился и поддержкой авторитетного европейского дирижера Оливера Дохнани.

В других российских оперных центрах замах пониже, зато восхищает многолетня стабильность проведения фирменных фестивалей. Так, оперно-балетная Казань живет в режиме зимнего Шаляпинского фестиваля, 32-го по счету, премьерой которого станет опера "Севильский цирюльник" (режиссер Юрий Александров, художник Виктор Герасименко, дирижер Марко Боэми) и ждет весеннего 27-го Нуриевского. Его балетной премьерой выбрана "Кармина Бурана" Карела Орфа. В Саратове Театр оперы и балета проведет очередной Собиновский фестиваль, тоже 27-й по счету. А в Красноярске первой премьерой года в Театре оперы и балета станет "Борис Годунов" в авторской редакции. Инициатор постановки и музыкальный руководитель, дирижер московского театра "Новая опера" Дмитрий Волосников пригласил своих коллег по театру в качестве основных приглашенных солистов, режиссером выступит Надежда Столбова, костюмы авторства Павла Каплевича и Юрия Купера, созданные для постановки Александра Сокурова в ГАБТе, - дар Большого театра.

Немного о филармонических событиях. Здесь тоже фестивальная практика определяет ритм жизни, задавая его кульминации и вершины. Но в отличие от оперных театров, использующих брендовые имена земляков - Дягилева, Шаляпина, Собинова, Нуриева - в концертной практике часто используют потенциал ныне здравствующих звезд. Очень многие именитые исполнители и дирижеры возглавляют фестивали в провинции. Достаточно вспомнить "Звезды на Байкале" Дениса Мацуева - фестиваль, регулярно проводимый им на родине, в Иркутске. А теперь другой сибиряк, не менее знаменитый скрипач Вадим Репин собирается сделать похожий проект в своем родном Новосибирске. В связи с открытием нового Концертного зала музыкальная жизнь там теперь станет более интенсивной. И Репин выступил инициатором нового музыкального празднества - Транссибирского арт-фестиваля, намеченного на март-апрель. В полижанровом форуме примут участие Английский камерный оркестр и Новосибирский академический, дирижеры Кент Нагано, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичус, пианист Андрей Коробейников, певица Ольга Бородина, балетные звезды Светлана Захарова и Йохан Кобборг и другие. А в Саратове ждут открытия Большого концертного зала областной филармонии имени Шнитке (здание филармонии пострадало при пожаре еще в 2006 году).

Симфонический оркестр республики Татарстан под руководством Александра Сладковского тоже планирует продолжение фестивалей "Рахлинские сезоны", "Белая сирень", современной музыки имени Софии Губайдулиной "Concordia", "Денис Мацуев у друзей". А еще из намеченного - развитие начатого в прошлом году содружества с европейским Интернет-каналом классической музыки Medici.tv. Казанский оркестр стал первым из российских, попавших в орбиту большого количества европейских любителей классики.

Техника меняет всю структуру филармонической жизни. В Екатеринбурге новые технологии применяют уже давно: первая онлайн-трансляция из Большого зала филармонии состоялась еще в 2009 году. Таки социальных проектов, как здешний Виртуальный концертный зал, у нас пока немного: он объединяет меломанов в небольших городах и поселках Свердловской области. Музыка транслируется не в сетевую пустоту: в местной библиотеке или музыкальной школе концерт собираются члены Филармонического собрания, чтобы послушать концерт, проходящий в Екатеринбурге. Они приобщены к событию, к ним обращаются с приветствием, в антрактах музыканты-гастролеры дают для них интервью. В прошлом году о екатеринбургском ВКЗ узнали иностранцы и восприняли это как сенсацию, - а на Западе знают толк в социально ориентированных проектах. В новом году у Филармонии впечатляющие планы, в том числе и гастрольные. Уральский филармонический оркестр, единственный из российских, уже второй раз имеет собственный абонемент в Мариинке. В Екатеринбурге будут проведены уже зарекомендовавшие себя Bach-фест и фестиваль Бориса Березовского, а также пройдет новый фестиваль, посвященный Чайковскому, связанный с уральским местожительством семьи композитора в Алапаевске.

А главным событием филармонического года в сентябре 2014 года станет III симфонический форум России. В этот раз он соберет не только российские коллективы (среди них Ярославский, Нижегородский, Ростовский, оркестр MusicAeterna Курентзиса, ГАСО под управлением Владимира Юровского), но и впервые - зарубежные: ожидается приезд Израильского филармонического оркестра под руководством Зубина Меты и выступление Оркестра Di Verona с дирижером Фабио Мастранжело. Екатеринбургский СимфоФорум ставит целью объединение распавшегося в годы перестройки российского культурного пространства. В том, что он задуман и проводится не в Москве, а в центре России - есть что-то очень правильное: не столицей единой живет страна.

Лариса Барыкина
http://www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору