Первая премьера юбилейного сезона Театра Сац

Добавлено 07 октября 2015

Первая премьера пятидесятого, юбилейного, сезона Театра имени Наталии Сац
16 октября, 19.00; 17 октября, 16.00; Большая сцена

«ЛИСИЧКА. ЛЮБОВЬ» по опере Леоша ЯНАЧЕКА «Похождения Лисички-плутовки»
Редакция Евгения Бражника для Театра имени Наталии Сац
Музыкальный руководитель и дирижёр — Евгений Бражник
Режиссёр-постановщик — Георгий Исаакян
Художники-постановщики: Филипп Виноградов и Валентина Останькович

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет первую премьеру юбилейного, пятидесятого сезона. Полувековому юбилею посвящены разнообразные оперные и балетные премьеры, постановки раритетных опер эпохи Ренессанса и раннего классицизма, исполнения новых и редко исполняемых партитур современных авторов. День рождения театра 21 ноября будет ознаменован не только новой постановкой, но и оригинальными квестами и интерактивами для зрителей. Первая премьера, как и все предстоящие работы юбилейного, пятидесятого, сезона, тоже неординарна. 16 и 17 октября Театр Сац представляет спектакль «Лисичка. Любовь» по опере Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

Из девяти опер Яначека «Лисичка-плутовка» вызвала в своё время едва ли не самый большой резонанс. Популярный в начале ХХ века фантастический комикс о приключениях хитрой Лисички в опере Леоша Яначека трансформировался в мудрую притчу о величии природы и красоте мироздания. Благодаря своеобразному сюжету, в котором люди уподобляются животным, а животные обладают свойствами человеческой натуры, а также из-за включения в исполнительский состав артистов-детей, эту оперу Яначека практически сразу же после премьеры стали считать одной из тех серьёзных оперных партитур, которые рассчитаны на детское восприятие и позволяют юным зрителям приобщиться к оперному искусству ХХ века. Однако, эта опера только на первый взгляд и лишь по названию относится к «детскому направлению», композитор же отнюдь не мыслил её детской.

«История Лисички, которая живет, влюбляется, растит детей, а потом погибает — это притча о цикличности жизни, о том, что зима переходит в весну, весна — в лето, лето — в осень, и так — из года в год, всегда. В этом нет никакого пафоса, но только в этом и есть смысл», — говорит режиссер спектакля Георгий Исаакян. В версии, которая будет представлена в Театре Сац, спектакль «Лисичка. Любовь» станет своего рода современной мистерией, позволяющая задуматься над неоднозначностью и драматизмом жизненного пути. Постановка адресована в первую очередь подросткам, тинейджерам, молодым людям, только вступающим во взрослую жизнь, задумывающимся о ее смысле, о потерях и о своем месте в этом огромном, сложном и прекрасном мире… И, конечно, о любви, которая является важнейшей темой этой оперы-мистерии. По замыслу художественного руководителя театра Георгий Исаакяна, такая постановка идеально отвечает миссии Театра Наталии Сац, где сегодня и всегда в приоритет ставили и ставят соединение высочайшего класса исполняемых произведений и поиска нового пути к сердцам зрителей. Жизнь главной героини, Лисички, очень простая в пересказе, в спектакле «Лисичка. Любовь» по опере Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки» становится такой же сложной, как жизнь каждого из нас.

Приложение 1. Краткая информация об опере Л.Яначека «Похождения Лисички-плутовки»

Опера Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки» (в других переводах «Похождения Лисички-быстроушки» или «Приключения Лисички-остроушки») написана чешским композитором Леошем Яначеком в 1923 году на сюжет, основанный на комиксе журналиста Рудольфа Тесноглидека и художника Станислава Лолека. Это были юмористические истории о приключениях хитрой лисы по имени Остроушка и о взаимоотношениях лесных зверей с жителями ближайшей деревни. Многое из того, что придумал Яначек в своей «Лисичке», было новшеством для мира музыкального театра того времени, как выступление детей на профессиональной сцене и, конечно же, сам факт использования комикса как основы для оперы. Мировая премьера оперы состоялась в Брно в 1924 году, после чего «Приключения Лисички-плутовки» были поставлены в разных странах мира и переведены на многие языки. Эта опера значила для самого Леоша Яначека очень много, настолько, что музыка из заключительной сцены «Лисички…» звучала во время похорон композитора в 1928 году. На родине Яначека в Хуквальдах стоит памятник лисе Остроушке. В 2003 году при содействии BBC был снят музыкальный мультипликационный фильм The Cunning Little Vixen. В 2008 году вышла телеверсия оперы в постановке Парижской национальной оперы.

В Театре Наталии Сац премьера спектакля «Лисичка. Любовь» состоится в рамках осенней Конференции Ассоциации Музыкальных Театров России, посвященной 50-летию театра. Среди особых гостей конференции будет американский исследователь творчества Наталии Сац, автор книги об основателе театра, профессор Манон ван де Уотер.

Приложение 2. Информация о конференции Ассоциации музыкальных театров России — 2015.
16 — 18 октября, 2015
Конференция Ассоциации музыкальных театров России

Конференция Ассоциации музыкальных театров состоится второй раз, впервые она прошла в Москве в октябре прошлого года. Форум проводится под эгидой Министерства культуры РФ Театром имени Наталии Сац и Ассоциацией музыкальных театров, которую с 2014 года возглавляет художественный руководитель Театра Сац, режиссёр Георгий Исаакян. Содействие в организации конференции оказали известные театральные сообщества Европы Opera Europa и RESEO. А с российской стороны (помимо Министерства культуры и Театра Сац, взявшего на себя основные организационные функции) этот театральный форум поддержали Союз театральных деятелей и все столичные музыкальные театры, наравне с Театром Сац предоставившие свои залы для мероприятий.

Главная тема конференции — опыт работы детских театров и формы работы с детско-юношеской аудиторией. Как и год назад, на предстоящей конференции пройдут круглые столы, семинары и творческие лаборатории, посвящённые постановкам для юных зрителей. Отдельное время на конференции будет отдано свободному общению и дискуссиям, обобщающим опыт российских и зарубежных театров в работе с семейной аудиторией. Гости конференции, служители театров, музыковеды и театроведы смогут в свободной форме обменяться методиками работы с детско-юношеской аудиторией и возможностями привлечения юных зрителей в театр.

Участниками конференции станут режиссёры, директора, завлиты, сценографы, а также педагоги театрального искусства детских школ и колледжей, театральные продюсеры, руководители негосударственных детских творческих лабораторий и театральных антреприз. Помимо представителей всех столичных театров, на конференцию в Москву съедутся представители музыкальных и детских театров из самых разных городов России и ближнего зарубежья, в том числе из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Симферополя, Новороссийска, Перми, Челябинска, Самары, Саратова, Кемерово, Краснодара, Улан-Удэ, Оренбурга, Петрозаводска, Северска, Донецка, Кишинёва, Баку, Астаны.

На конференции выступят авторитетные театральные деятели из-за рубежа. 16 октября семинар на тему «Жизнь и творчество Наталии Сац. Ее вклад в мировой музыкальный театр для детей и юношества» представит профессор факультета славянских языков, литературы и театральных программ, председатель Международной сети исследователей театра для юного зрителя (исследовательская сеть ASSITEJ) Манон ван де Уотер (США). 17 и 18 октября в рамках дискуссий, посвящённых детскому театру в Германии выступят создатели немецкого театра для юношества «Theater o. N." Вера Штробель, Дагмар Домрёз, Идуна Хеген, а также актёр, хореограф Доминик Бюттнер и сценограф Эрнст Гейдебрехт.

Важнейшей целью создания в 2004-м году Ассоциации музыкальных театров России стало стремление скоординировать деятельность театров и способствовать общению театральных деятелей. Поэтому столь важное место на конференции займут неформальные творческие контакты участников. Ведь такое творческое общение становится стимулом к появлению новых, самобытных и актуальных для современного театрального искусства проектов, осуществление которых гораздо более реально и оптимально совместными усилиями.

К самой нестандартной части программы конференции относятся так называемые «ярмарки творческих проектов»: презентации будущих спектаклей, авторы и постановщики которых претендуют на роль новаторов в области современного театрального искусства. На прошлогодней конференции были представлены проекты молодых режиссёров. В этом году свои новые работы снова покажут режиссёры и молодые композиторы.

Помимо практических семинаров и лекций, презентаций проектов современных режиссеров и композиторов, 16 октября участники конференции приглашены на премьеру спектакля «Лисичка. Любовь» по опере Леоша Яначека «Приключения Лисички-плутовки» в постановке Георгия Исаакяна, а торжественное закрытие состоится 18 октября в Московском Театре оперетты.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору