Первый концерт 2015-го! Алиса ГИЦБА (сопрано), Светлана БОНДАРЕНКО (фортепиано)

Добавлено 06 января 2015 елена

Муромская «Филармония», Алиса Гицба (сопрано)

29 января 2015 во Дворце Культуры 1100-летия Мурома
состоится Концерт вокальной музыки:
Алиса Гицба (сопрано)
Светлана БОНДАРЕНКО (фортепиано)

АЛИСА ГИЦБА — ОСОБЕННАЯ ПЕВИЦА, ОСОБЕННАЯ ЖЕНЩИНА.

Ее имя в Абхазии знают все. И не только в Абхазии. Алиса Гицба — особенная певица.

Эта красивая женщина с высокопоставленным завораживающим сопрано по достоинству может считаться визитной карточкой Абхазии в мире классической оперной музыки. Несметное количество театральных проектов, участие в международных фестивалях, гастроли в США, Франции, Германии, Испании, Италии, Ливане — не все достижения солистки театра «Геликон -опера». Алиса Гицба принимала участие в первых исполнениях таких произведений, как: опера «Альцеста» Ж. Б. Люлли, 1-я редакция «Жития Марии» П.Хиндемита (фестиваль «Сакро- Арт»,Германия г. Локкум), оратория «Смерть поэта» Н.Сидельникова, «Песня земли и неба» О.Мессиана, опера «Слепая ласточка» А. Щетинского (фестиваль «Сакро-Арт» Германия).

В 2009 году участвовала в мировой премьере оперы А.Сюмака «Станция» на фестивале современного искусства «Территория» в Москве. В 2010году на фестивале современной музыки «Франкофония» Алиса исполнила «Маленький реквием» А.Вустина. В июне того же года приняла участие в 5ом фестивале «Лучшие симфонические оркестры Мира». В рамках независимого театрального проекта исполнила роль Шэрон Грэхем в драматическом спектакле «Мастер-класс Марии Каллас».

Оперная певица работала и продолжает работать с такими дирижерами, как — Геннадий Рождественский, Борис Тевлин, Юрий Симонов, Валерий Гергиев, Владимир Понькин, Теодор Курентзис, Рене Клеменчич, Марк Пекарский.

Алиса Гицба окончила сухумское музыкальное училище по специальности «Теория музыки», затем — Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу «Сольное академическое пение». В это же время была принята в московский театр «Геликон-опера», за время работы в котором исполнила свыше тридцати ведущих партий из произведений Верди, Чайковского, Ф.Пуленка, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха и других классиков. В 2007 году в театре «Геликон — опера» состоялся бенефис Алисы — моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» и Светскую кантату Ф.Пуленка «Бал-маскарад» в сценической версии режиссера театра Н.Дыченко.

Уже в 2006 году канал «Культура» выпустил DVD- проект — оперу Ф.Пуленка «Диалоги кармелиток», в которой Алиса Гицба исполнила одну из главных ролей. А в 2010 году вышел в свет DVD — диск с симфонией А.Рыбникова № 5 «Воскрешение мертвых».

Алиса Гицба часто принимает участие в эфирах радио «Орфей». И именно в рамках фестиваля «Радио Орфей представляет» 19 октября 2009 года состоялся ее сольный концерт.

В 2004 г. Алиса Гицба была удостоена звания Заслуженной артистки России.

В 2007 году -звания Народной артистки Абхазии.

-Алиса, для Вас, конечно, не секрет, что Абхазия очень гордится Вами и всегда ждет концертов. Является ли это в некотором роде вдохновением?

-Абхазия-это моя Родина, место, где я провела свои лучшие, детские годы в окружении своей семьи, друзей. В 18 лет я уехала в Москву и все эти годы с трепетом жду возможности приезжать домой. Хоть ненадолго, хоть на 2–3 дня. Летом я бываю в Абхазии подолгу. И каждый раз, когда я собираюсь приехать, я думаю, а не совместить ли мне приятное с полезным, отдых с работой? Не организовать ли концерт, кого пригласить для участия в нем, и какую программу показать нашей публике, учитывая ее вкусы? Конечно, желание видеть знакомые лица в зале, чувствовать поддержку родных людей рождает во мне вдохновение для поиска новых программ. Кроме того, эта энергетическая «подзарядка» помогает мне в период всего театрального сезона работать и ждать новой встречи со своим зрителем в Абхазии.

-В своем репертуаре Вы охватываете разные направления и жанры — от эпохи барокко до авангарда ХХ столетия. А кто Ваш любимый композитор? Какие произведения культуры и искусства вдохновляют?

Мир искусства настолько разнообразен и многогранен, что очень сложно бывает остановить свой выбор на чем-то одном. Столько хорошей литературы, живописи, режиссеров, исполнителей! Касаемо музыкальных предпочтений, избранное для меня — это европейская музыка средневековья, ренессанса, барокко. Композиторы: Перголези, Бах, Орландо ди Лассо, Вивальди, Гендель… Часто исполняю авангардную музыку 20–21 вв.

Из писателей могу отдать предпочтение классикам и русским, и европейским, но имя Фазиля Искандера для меня высится на особом пьедестале. Что касается живописи — предпочитаю итальянскую школу, хотя французский импрессионизм не оставляет равнодушной. Если кино, то французское, итальянское, советское. Бунюэль, Феллини, Тарковский, Гайдай, Захаров…

В любом виде искусства для меня важна глубина, сила эмоционального воздействия. Если произведение не оставляет равнодушной, если «мурашки бегут по спине», тогда это то, чему я отдаю свое предпочтение.

-В жизни певицы немало стресса, но Вы всегда излучаете тепло и гармонию. Что помогает противостоять стрессу и разнообразным неурядицам?

-Семья, семья и еще раз — семья! Я имею в виду своих родителей, сестер, мужа и детей. Когда иной раз я чувствую, что-то идет не так, что закончились силы для борьбы со сложностями, которые присутствуют, наверное, в любой профессии, я всегда нахожу опору в дорогих и родных мне людях. Это крайне важно для человека творческой профессии иметь надежный тыл, отдушину, в которой можно снова обрести гармонию с самим собой. И тогда снова появляется вдохновение, желание придумывать новые проекты и реализовывать их.

-Как стараетесь проводить свободное время?

-Его, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Свое свободное время я стараюсь посвящать своей семье, детям. Ходить с ними на различные культурные мероприятия. Мы посещаем театры, выставки, концерты. Если у меня есть возможность остаться наедине с собой, то я слушаю музыку, читаю или сама музицирую. Еще очень люблю живое общение с друзьями и коллегами. Двери моего дома всегда для них открыты.

— Важно ли для Вас воспитание детей в абхазских традициях?

-Это очень непростой вопрос…. Конечно, как для матери, для меня это крайне важно, но вопрос в том, насколько это возможно в объективной реальности. Абхазские традиции даже на Родине сохранить сложно, а уж в другой стране, с другими нравственными ценностями и ментальностью- еще сложнее. Дома мы говорим на абхазском языке, общаемся с детьми, слушаем абхазские песни, читаем абхазские сказки, то есть, делаем все возможное, чтобы взрастить в детях любовь к Абхазии и ее обычаям. И я вижу, что мои дети растут патриотами.

-Ваша самая большая мечта?

-Самая большая на сегодняшний день моя мечта-это создание оперного театра в Абхазии. Не знаю, суждено ли ей осуществиться, ведь это так непросто… А что может быть лучше, находясь у себя дома, наслаждаясь окружающей тебя сказочной природой, общением с родными людьми, еще и петь свои любимые оперные партии, не ездя для этого куда-то на чужбину.

Конечно, я верю, что эта мечта сбудется, нужно только немного подождать… Самое главное — это то, что жанр оперы потихонечку приживается в Абхазии и находит много поклонников и даже знатоков.

-В Москве Вы, наверняка, поддерживаете связь с творческой абхазской молодежью, которая встает на путь самореализации, кого из молодых музыкантов и исполнителей Вы могли бы выделить?

-Нам очень повезло в том, что у Абхазии есть такая талантливая молодежь. И это великое счастье, что есть возможность обучаться не только в Москве, но и в других, лучших ВУЗах России. Здесь, в Москве, есть немало талантливых ребят. Это аспиранты московской консерватории им. П. И. Чайковского, супруги Екатерина и Алхас Ферзба — певцы, многократные лауреаты различных международных конкурсов; и выпускница этой же консерватории, пианистка и лауреат международных конкурсов София Нармания, которая в данный момент живет и работает в Италии; Нана Черкезия- певица, недавно представлявшая Абхазию в Германии, где участвовала в постановке оперы А.Дворжака «Русалка». Не могу не сказать об органисте Луке Гаделия, который уже многого достиг на своем поприще, и приобретает все большее мастерство и поклонников своего творчества, молодой певице Елена Анкваб, концертирующей в Москве и за ее пределами. Еще одна выпускница этого ВУЗа- Кристина Эшба, певица, которая в этом году представляла Абхазию на фестивале в Кремле. Молодой представитель эстрадного жанра Гудиса Ферзба, тоже студент этой академии, он уже записал несколько сольных дисков и поет также и в хоровой капелле Анатолия Судакова. Боюсь кого-то пропустить. Я, конечно же, слежу за их судьбами и всегда радуюсь их успехам. Это тот «золотой фонд», который уже на виду, наша смена и наша гордость. Они прославляют нашу Родину уже сейчас. А ведь есть многие, которые только ступили на этот путь, и их имена еще никому не известны. Я очень надеюсь на то, что им будет оказана поддержка нашего правительства.

-Чего бы Вы пожелали талантливым ребятам, не имеющим возможность выехать за пределы Абхазии?

-Я бы хотела им пожелать, чтобы Абхазия в самом ближайшем времени вступила в такую фазу экономического, политического и культурного развития, которая даст им возможность развиваться и в Абхазии, и за ее пределами. А вообще, конечно, есть такая поговорка, всем известная:«Таланту надо помогать, бездарность и сама пробьется» . Без поддержки ничего не возможно… К сожалению, до наших времен не сохранилась практика меценатства, распространенная раньше, до революции. Богатые люди никак не хотят понять, что вкладывать средства нужно не только в материальные блага, но и в таланты. И это тоже дает дивиденды. По крайней мере, место в истории вы себе точно обеспечите.

-Что касается возможностей к самореализации, какое государство, на Ваш взгляд, является наиболее гармоничным для становления успешной музыкальной карьеры?

-Затрудняюсь ответить на этот вопрос объективно. Ведь в мире оперы и вообще музыки нет понятия национальности. Это самый демократичный вид искусства на Земле. Если в каком-то государстве, где классическая музыка не являются частью культуры, родился талантливый ребенок и всем его дар очевиден, то при определенном стечении обстоятельств у него может появиться шанс стать музыкантом: певцом, дирижером и т. п. Этому в истории музыкальной культуры есть много примеров. Конечно, что касается возможности обучения определенному виду исполнительства, все зависит от той специальности, которую выбрал молодой человек. Фортепианная школа всегда считалась самой сильной в России; вокальная, конечно, -в Италии, да и вообще, Европа всегда была эталоном в плане культурного наследия и обучения. Очень много оперных театров в Германии, пожалуй, самое большое количество, но здесь есть одно «но». В традициях этих театров, в большинстве своем, исполнение опер на немецком языке. Это не всегда удобно для исполнителей, так как опера, написанная на каком-то определенном языке, всегда учитывает особенности этого языка-оригинала, его музыкальную составляющую. И это придает некий шарм звучанию. Недавно мне пришлось стать очевидцем этой немецкой традиции. В Берлине я смотрела итальянскую оперу «Травиата», исполнявшуюся на немецком языке. Зрителям в зале было все понятно из действия, происходившего на сцене, но мне не хватало гармонии и красоты итальянского языка.

-Как Вы считаете, способно искусство стать ключевым вектором в формировании и продвижении имиджа государства?

-История показывает, что это возможно. Конечно, в идеале, так и должно быть. Ведь культура — это лицо любого государства! Хотя, не могу не сказать, сейчас в России именно культура и оказывается в самом невыгодном положении… О ней часто забывают, знаменитые, великие актеры живут в нищете, на маленькие пенсии, организации культурного назначения переходят на коммерческую основу. Это — катастрофа! Как можно московскую филармонию перевести на коммерческую основу? Кто будет ходить на концерты, если стоимость билетов зашкаливает за 5 тыс. рублей? Как можно разрушить структуру музыкального образования, лишив детей из небогатых семей возможности получать музыкальное образование, предоставив эту возможность лишь состоятельным семьям? Процесс реформирования культурно-эстетического образования, который сейчас происходит в России, вызывает резкую критику со стороны деятелей культуры.

Ведь именно культура — это показатель духовности государства, именно представители культуры и есть визитная карточка любого государства. И именно к ней, культуре, почему-то, самое пренебрежительное отношение властей. Вот такой парадокс!

-Какой и где Вы видите себя в будущем?

Это невозможно сейчас охарактеризовать. Господь все видит и по моим заслугам даст мне будущее. А я бы хотела видеть свое будущее в сильной, экономически- и духовно развитой стране, в которой не было бы войн и междоусобиц, и в которой деятелям культуры отводилось бы самое почетное место и уважение. Я знаю, что Абхазия — очень богатая страна во всех смыслах этого слова, и я верю, что нас ждет блестящее будущее.

19.09.2011

abhazia.biz

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору