Предстоящие мероприятия




Читайте на эту же тему


26 марта 2015





Пианист Никита Галактионов: «Ференц Лист вполне способен взорвать интернет»

Добавлено 16 февраля 2015

Уральская консерватория

Молодой музыкант — о необычном пути популяризации фортепианной классики

В конкурсах пианистов Никита участвовать не собирается: по его мнению, это лишь трата времени, нервов и удар по самолюбию. Фото из личного архива музыканта
Грядущим летом в Москве состоится крупнейший музыкальный конкурс — Международный конкурс имени Чайковского. Его проведение — еще один повод задуматься о путях реализации молодых музыкантов. И погрузившись в эту тему, обнаруживаешь, что целый ряд востребованных, успешных и талантливых артистов нового поколения обходят конкурсы стороной, даже не собираясь в них участвовать, и находят иные формы развития своего таланта. К таким исполнителям можно отнести и пианиста Никиту Галактионова, который сейчас — один из самых обсуждаемых отечественных артистов на просторах российского интернета. Причиной тому — видеоклип на музыку поэтичной миниатюры Листа «Грезы любви» (видео Youtube). Снятый в современной эстетике, далекой от чопорной академической школы, видеоклип у кого-то вызвал раздражение и удостоился обвинений в популизме, а у кого-то — удивление и восторг. О том, как найти свой, порой нестандартный путь к слушателю, мы беседуем с пианистом Никитой Галактионовым.

— Как родился замысел сделать видеоклип на ноктюрн Ференца Листа «Грезы любви»?

— Не будет преувеличением сказать, что Лист для пианистов — как Паганини для скрипачей. Музыка Ференца Листа — блестящего композитора и пианиста XIX века, — для всех представителей фортепианного искусства последующих поколений мерило мастерства и важнейшая часть репертуара. Сын бедного венгерского чиновника, он на равных говорил с монархами и Папой Римским, его гений покорял города и страны и, конечно, женские сердца. Поклонницы появлялись у Листа во всех странах, но именно в Российской империи композитор встретил большую любовь. Он бывал в России трижды, и в свой последний приезд, в 1847 году, познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн, женой приближенного Николая I князя Витгенштейна, которая впоследствии стала гражданской женой Листа. Этот союз длился четырнадцать лет, но ни царь, ни Папа римский не дали согласия на брак официальный (разводы в то время были практически запрещены). После многолетнего ожидания и царь, и Ватикан вроде бы дали разрешение на брак, но… в день свадьбы появился гонец от папы, который его аннулировал. Это была трагедия, которая разрушила отношения Листа и Каролины. Но все равно годы, прожитые с княгиней, были наиболее счастливыми в судьбе композитора и самыми плодотворными. Вот этой прекрасной Каролине Витгенштейн и посвящен красивейший ноктюрн «Грезы любви», ставший одним из самых популярных произведений Листа.

— Но ведь можно просто исполнять этот ноктюрн, зачем нужен клип?

— Клип предназначен для гораздо более широкой аудитории, он служит популяризацией классики. Ведь что такое видеоклип — это красивый видеоряд на запоминающуюся музыку. А сюжет большинства клипов похож: Он и Она и их отношения друг с другом. И наш клип о том же. «Грезы любви» созданы Листом под впечатлением от знакомства с Каролиной Витгенштейн, которой было чем поразить композитора. Существуют свидетельства современников Листа, в которых описывается первое впечатление композитора от эксцентричной поклонницы: Каролина Витгенштейн, чтобы попасть на концерт Листа, заплатила не один рубль (а даже такая стоимость по тем временам была очень немалой!), она купила билет, как сейчас бы сказали, у спекулянтов, за сто рублей, заплатив за возможность увидеть своего кумира колоссальные по тем временам средства! Вот так началась романтическая история взаимоотношений знаменитого композитора и русской княгини. Потом Каролина, чтобы не разлучаться с Листом, продала свое имение, а композитор, поддавшись влиянию супруги, погрузился в религию, да так, что будучи уже в годах, принял сан аббата. Согласитесь, вот такие факты из жизни композитора захватывают и увлекают гораздо больше, чем перечисление его заслуг и особенностей произведений. Даже для высокого искусства важно то, как оно преподнесено. Поэтому исполнение самой прекрасной и чувственной музыки, такой, к примеру, как «Грезы любви», в антураже академического концерта доступно только для специальной, подготовленной аудитории, а выложенный в соцсетях видеоклип, в котором музыка соединена с романтичным видеорядом — вот это привлечет самую массовую аудиторию. Собственно, обсуждения и яростные споры по поводу нашей работы, разразившиеся в сети, подтвердили это: Ференц Лист вполне способен взорвать интернет.

— Актрису, снимавшуюся в клипе, подбирали по типажу княгини Витгенштейн?

— Вот на это сходство как раз меньше всего обращали внимание. И я, и мыслящая в унисон со мной съемочная группа стремились найти такую артистку, которая создала бы очень яркий, запоминающийся, но в то же время эфемерный образ, олицетворяла бы собой грезы, видения о возлюбленной. Мы все были в восторге от Маши Козаковой (внучки двух великих дедов — Михаила Козакова и Юрия Яковлева), которой удалось найти очень тонкий баланс между естественностью, живостью и ощущением чего-то ускользающего, недосягаемого.

— Но вообще в направлении популяризации классики делается немало — во многих поп- и рок-композициях возникают тембры и элементы классической музыки. На ваш взгляд, это успешный путь?

— Признаюсь, я меломан, слушаю много всякой разной музыки и давно хочу услышать нечто такое, что поразит, но… Этап, когда восхищали микширования электронных и академических тембров, по-моему, в прошлом. Такими сочетаниями сейчас же особо не удивишь. Или сочетание оперного вокала и рок-музыки — когда-то в этой области были первопроходцами Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, со знаменитой композицией «Барселона». И вот заметьте, сейчас многие группы делают подобные сочетания тембров, но впечатления, подобного дуэту Кабалье-Меркьюри никто не производит! Не удается поймать некую магию. Ту магию, которая, к примеру, царила и на концертах легендарных трех теноров Паваротти-Доминго-Каррераса. Ведь и они во многом руководствовались стремлением популяризировать, «продавать» классику.

— Все, кого вы приводите в примеры — артисты высочайшего класса. Значит, и опыт, и профессионализм, и выучка музыканта влияют на его способность заинтересовать широкую аудиторию?

— Осмелюсь утверждать, что в отношении приобретения опыта мне повезло — я учусь у потрясающего педагога, Аркадия Гавриловича Севидова (видео), который щедро делится со мной такими нюансами мастерства, которые не постигнешь за всю жизнь! Мы вместе концертируем, и такие выступления важнее тысяч уроков, ведь я вижу, как мастер готовится к выходу на сцену, как настраивается, я словно заряжаюсь от него энергией сотворчества. Не секрет, что бывают проблемы в профессии из-за того, что не складываются отношения с педагогом. Мне же в этом отношении повезло, а помимо прекрасного контакта Аркадий Гаврилович невероятный экспериментатор, он учит очищать музыку от штампов. И находить разные редкости. Вот вскоре в Московском Доме музыки я буду играть редко звучащий Четвертый фортепианный концерт Антона Рубинштейна — обратиться к этому малоизвестному шедевру посоветовал Аркадий Гаврилович. Да, иногда с таким преподавателем бывает сложно, набиваю шишки, но зато про меня говорят, что я не буду одним из вереницы сделанных на конвейере Московской консерватории одинаковых пианистов!

— А в конкурсе имени Чайковского будете участвовать?

— Нет, потому что конкурсы — это трата времени, нервов и колоссальный удар по самолюбию… Мы с Аркадием Гавриловичем пойдем другим путем. И этот путь изведан — выдающиеся пианисты Евгений Кисин, Ланг-Ланг не участвовали в конкурсах. В мире сейчас более 300 только фортепианных конкурсов в год. Это ж сколько лауреатов! В 13 лет я участвовал в конкурсе в итальянском городе Корато, случайно попал в более старшую возрастную группу, где были почти все 18-летние, и… победил! И там я тоже играл «Грезы любви», услышав которые в моем исполнении, члены жюри посулили мне большое будущее. И сейчас, вслед за первым клипом, уже есть идеи следующей аналогичной работы, на музыку Шопена. Так что свои эксперименты и движение по собственному пути я буду продолжать.

Валентина Гракова

www.trud.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору