Пианист тысячи и одного стиля

Добавлено 26 января 2015 alexman81ru

Александр Яковлев (фортепиано), Ростовская филармония

Сцена служит ему мольбертом, клавиатура — красками. Легкий взмах кисти — и палитра звуков, превратившись в невесомые образы, уже витала в воздухе, медленно обволакивая слушателей и растворяясь в их сердцах. (Газета «Аргументы и факты»)
Так исполнять музыку может только подлинный художник, настоящий мастер, и имя ему Александр Яковлев. Блестящий пианист, обладатель около пятидесяти первых премий на крупнейших конкурсах мира, среди которых «Премия Шопена» в Риме (2006; специальный приз — рояль фирмы Samick), в Канту (Италия, 2007), «Moderno compozitore» в Мадриде (2008), в Такамацу (Япония) и др.

Родился в Ростове-на-Дону и вырос как музыкант под крылом заслуженного деятеля искусств России, профессора Ростовской консерватории, выдающегося педагога Сергея Ивановича Осипенко. Впоследствии учился в Зальцбурге, Берлине и Тауризано.

Александру только 29 лет, а его имя уже хорошо известно далеко за пределами нашей страны. Мировой гастрольный тур уже расписан по дням, и нам несказанно повезло услышать его игру вечером 15 декабря в Большом зале Ростовской областной филармонии. Концерт был организован силами Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова (в которой учился, а с некоторых пор и преподает Александр Яковлев) при поддержке Ростовской филармонии.

Программа выступления охватила широкий круг произведений композиторов от венских классиков до авангарда. В концерте прозвучали сочинения Й. Гайдна, Ф. Шопена, Й. Брамса, М. Равеля, И. Стравинского и Тору Такемицу. Это был тот редкий случай, когда известные всем произведения засияли новыми красками.

Концерт открылся балладой № 1 Шопена. Привычный всем, блестящий романтический стиль композитора в руках Яковлева наполнился философским смыслом и превратился в психологический монолог, где каждый пассаж был осмыслен как всплеск переполняющих душу чувств, а каждая нота — как выражение переживаний. Шопен звучал сдержаннее и строже привычного, но вместе с тем, сохранил романтическую мягкость и певучесть.

Непривычными оказались и выявленные пианистом внутренние контрасты Сонаты соль-мажор Гайдна. Слушателям были рельефно представлены скрытые, на первый взгляд, тематические элементы, превратившись в полноценные мелодии, что придало сонате даже некую оперную театральность.

На смену ей пришлись 7 фантазий Брамса op. 116. Здесь Александр продемонстрировал высший пилотаж в работе с темпо-ритмическими и динамическими оттенками. Повисшее в воздухе пиано второй фантазии заставляло непроизвольно затаить дыхание.

Поразительное мастерство проявил пианист при исполнении фортепианного цикла Равеля «Ночной Гаспар»: виртуозная игра, чистейшая педаль… При всей технической сложности сочинения ему удалось воссоздать зримые образы стихотворений в прозе Алоизиуса Бертрана и приоткрыть двери потустороннего мира, населённого странными и зловещими существами. Необыкновенно выровненная, сбалансированная Яковлевым фактура пьес создавала эффект некой мистической воронки, которая затягивает слушателя в туманность иного мира.

Пьеса Тору Такемицу «Rein tree Scetch», которую Александр Яковлев исполнял впервые на международном конкурсе в г. Такамацу выделялась среди других произведений программы. Особенность японского мелоса требовала мгновенной слуховой перестройки. Легче было тем, кто присутствовал на творческой встрече с Александром в Ростовской консерватории в марте этого года, сразу по приезде с конкурса и вспоминал фотографии с видами Японии, которые сопровождали тогда исполнение пьесы, транслируясь на экране по предложению самого Яковлева.

Поразительно, с какой легкостью Александр Яковлев погружается в совершенно далекие друг от друга композиторские стили, расположенные рядом в концертной программе, и убеждает своей интерпретацией! Фраза, однажды озвученная для определения композиторского дарования И. Стравинского, несомненно, подходит Александру: пианист «тысячи и одного стиля». Не случайно, именно исполнением сочинения Стравинского и завершился концерт. Сюита из балета «Петрушка» произвела настоящий фурор в зале и вызвала шквал оваций.

Еще долго публика не хотела отпускать Александра Яковлева со сцены. После исполненных «на бис» клавирной сонаты А. Скарлатти и польки С. Рахманинова, зрители по-прежнему требовали продолжения. Напоследок пианист исполнил уже звучавшую в первом отделении концерта вторую часть сонаты Гайдна, и звучала она опять по-новому! Весь зал аплодировал стоя… Нельзя не отметить скромность Александра Яковлева и искреннюю благодарность слушателям.

Украшением вечера стала ведущая концерта, студентка III курса Ростовской консерватории Дарина Гегиева. «Эта девочка — открытие», говорили о ней в кулуарах филармонии зрители. Несмотря на некоторые организационные недочеты (музыковеду пришлось говорить без микрофона), ей удалось донести до слушателя лаконичные, но емкие сведения и об основных вехах творчества Яковлева, и о произведениях, исполненных в концерте.

Это был поистине выдающийся вечер!

Гаянэ Мелик-Тангиева
http://www.rostcons.ru/assets/studies/stud_154.html

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору