Предстоящие мероприятия

Москва, Санкт-Петербург
с 23 сентября 2016 по 9 июня 2017



Москва
с 16 января 2017 по 18 января 2017

Москва
19 января 2017


Москва
23 февраля 2017

Читайте на эту же тему







По ком звучит реквием

Добавлено 08 апреля 2014

Большой зал Московской консерватории, Михаил Плетнёв (фортепиано, дирижер)

Европейские оркестры выступили в Москве на фестивале Мстислава Ростроповича

Ольга Ростропович и Эса-Пекка Салонен привезли "Оранго" Шостаковича. Фото: Александр Гайдук
Это был уже Пятый международный фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, который его дочь Ольга Ростропович провела в Москве. За десять дней в крупнейших московских залах - Большом консерватории и Концерном имени Чайковского выступили пять оркестров из Европы - Российский национальный (РНО), Лондонский филармонический и Лондонский "Филармония", симфонический Штутгартского радио и филармонический Радио Франции.
Надо заметить, что парад элитных оркестров, подобный представленному на Фестивале Мстислава Ростроповича, - событие редкое для афиши любой музыкальной столицы мира. Сложнейшие по логистике и финансированию проекты способны выдерживать только крупнейшие музыкальные фестивали уровня Зальцбургского. Российский проект "Оркестры мира" уже сошел дистанции. И в этом смысле, хотя Фестиваль Ростроповича и не ставил перед собой такой задачи, но ранг коллективов и дирижеров, приезжающих в Москву выступать в память маэстро, придали ему размах крупнейшей в стране презентации мировых оркестров. Достаточно назвать прежних участников фестиваля: Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, Лондонский королевский оркестр под управлением Шарля Дютуа, Заслуженный коллектив России с Юрием Темиркановым, оркестр Национальной академии Санта Чечилия (Рим) с Антонио Паппано и другие. В этом году в программе выступали Владимир Юровский (Лондонский филармонический), Эса-Пекка Салонен (Лондонский оркестр "Филармония"), Мюнг-Вун Чунг (Радио Франции), Стефан Денев (Штутгартское радио), Михаил Плетнев выступил с РНО.

Что касается фестивальной афиши, то она оказалась не без сюрпризов. Музыкальная сенсация - российская премьера неоконченной оперы Шостаковича "Оранго" (1932) в исполнении Лондонского оркестра "Филармония". Второй сюрприз - выход на сцену Большого зала консерватории Михаила Плетнева в качестве пианиста. Михаил Плетнев исполнил 24-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром, солируя и дирижируя одновременно. В его исполнении Моцарт прозвучал в тонкой и очень индивидуальной трактовке, почти целиком выдержанной на меццо-пиано, на содержательном диалоге с оркестром, на манере ad libitum, отражающей феномен моцартовской импровизации. И так же, как в концерте Моцарта, так и во Второй симфонии Камиля Сен-Санса, исполненной с РНО, Михаил Плетнев выстраивал музыкальную драматургию через красоту звука, через тщательную отделку оркестровой ткани. Поразительно прозвучало "кружевное" финальное тутти французской Симфонии.

"Военный реквием" прозвучал на фестивале Мстислава Ростроповича - "человека мира"

А Оркестр Радио Франции под руководством Мюнг-Вун Чунга, наоборот, эффектно и живописно представил каноническую русскую музыку - "Картинки с выставки" Мусоргского. Хотя открыл программу на "чистом" французском: увертюрой "Римский карнавал" Берлиоза и Концертом для фортепиано N1 Равеля. Пианистка Пламена Мангова выразительно изобразила причудливую звуковую эклектику равелевской фактуры: "индустриальные" и джазовые ритмы, "петрушечный" сарказм в духе Стравинского, пронзительное по красоте Адажио. А Мюнг-Вун Чунг интерпретировал "Картинки" как экспрессивный симфонический "блокбастер" с эффектными наплывами громкогласных тутти и тихими "песнопениями", звенящими "кляксами" тарелок и колокольными перезвонами, обернувшимися в "Богатырских воротах" внезапным набатом мощного "царь-колокола".

Оркестры демонстрировали свою индивидуальность в нетривиальном подходе к репертуару. Из эксклюзива нынешнего фестиваля можно назвать две симфонии Брукнера, нечасто исполняющиеся в России: Четвертая симфония в интерпретации симфонического оркестра Штутгартского радио (дирижер Стефан Денев) и Вторая симфония в исполнении Лондонского филармонического оркестра. Причем Владимир Юровский выбрал самую раннюю, оригинальную редакцию Второй симфонии (1872), изданную только в 2005 году. Скерцо здесь в отличие от более поздних редакций предшествует медленной части Анданте, отсутствуют купюры. В итоге Симфония прозвучала в полновесном объеме, сосредоточенно, детально. Юровский умело сочетал величественные оркестровые масштабы и соло инструментов, развивал динамику, меняя "напряжение" оркестра и достигая близкой Брукнеру философичности, "объективности". И все-таки верхней точкой фестиваля стало исполнение Лондонским филармоническим оркестром "Военного реквиема" Бриттена. Это исполнение, по замечанию Юровского, оркестр посвятил тем, кто "несправедливо и безвинно отдавали и отдают свою жизнь". Сочинение Бриттена попало не только в сердцевину темы памяти Мстислава Ростроповича (партия сопрано была написана Бриттеном специально для Галины Вишневской), но и в центр актуальной в сегодняшнем мире антивоенной проблематики. Две звуковые плоскости Реквиема - заупокойная служба с латинским текстом (Капелла имени А.А.Юрлова) и вокальная экспрессия потустороннего диалога убитых солдат (Ян Бостридж и Маттиас Герне), "рев орудий" и нежность камерного ансамбля, инкрустированного в симфонический состав (дирижер Невилл Крид), напор и тихий мерный "шаг", устрашающие раскаты тутти и надрывный женский "плач" (Александрина Пендачанска) - представили грандиозное полотно, отражающее ужас и бессмысленность войны, уничтожающей жизнь. Более подходящее по интонации произведение сегодня трудно было бы подобрать. И символично, что оно прозвучало под портретом Мстислава Ростроповича, - "человека мира", к которому, несмотря на политические обстоятельства, приехали музыканты из разных стран. И подтвердили, что культура - выше политики.

Текст: Ирина Муравьева
http://www.rg.ru/2014/04/08/festival.html

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору