Предстоящие мероприятия

Белгород, Губкин, Старый Оскол
декабрь 2016







Белгород
7 января 2017

Читайте на эту же тему





Повелитель клавиш

Добавлено 07 июня 2015 Тимур Халиуллин

Фонд «Русский Карильон», Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Карильон Белгородской филармонии

Орган, клавесин и карильон — три кита филармонии

Хозяин всех этих инструментов в белгородской филармонии — молодой музыкант Тимур Халиуллин. Его знают не только в Белгороде, но и по всей России, а также за рубежом. Лауреат международных конкурсов, в этом году он вошел в число стипендиатов Правительства РФ. Недавно Тимур пообщался с нами и рассказал о своей работе.

О профессии

Я начинал как пианист. Мне было интересно осваивать различные дополнительные инструменты, одним из которых однажды стал орган. Буквально на втором курсе консерватории я попал на факультатив по классу органа к заслуженному артисту России, заведующему кафедрой органа Санкт-Петербургской консерватории Даниэлю Зарецкому. Мне этот инструмент очень понравился, и я решил связать с ним свою жизнь, свой творческий путь.

О филармонии

Зал белгородской филармонии — один из самых лучших в России. Он изначально строился как органный зал, поэтому инструмент идеально звучит в тех акустических условиях, которые создали мастера. Органный зал у нас имеет высоту потолка 17 метров, при его создании использовались особенные материалы, которые отражают звук, и за счёт этого в зале получилась так называемая влажная акустика, в которой прекрасно звучит не только орган, но и сопровождающие его инструменты, хор, камерный оркестр.

О гастролях

Я выступаю не только в Белгороде, приходится ездить и в другие города. Недавно мы с музыкантами белгородской филармонии — мультиинструменталистом, духовиком Михаилом Пидручным и исполнителем на дудуке Кареном Вирабяном — вернулись с очень интересных гастролей. В филармониях Екатеринбурга, Челябинска, Барнаула, Кемерово, Самары, Пензы мы представили необычную программу, которую белгородские зрители уже слышали. Называется она «Орган и музыка народов мира», в ней сочетаются орган и разные народные инструменты. Я сделал вывод, что органные залы в разных филармониях тоже очень разные, как, в общем-то, и публика. Это был очень ценный опыт, и много новых впечатлений, которые мы мечтаем ещё раз получить, продолжив гастрольный тур.

О преподавании

С сентября 2014 года я начал преподавательскую деятельность. Сейчас под моим началом 13 студентов обучаются игре на органе и клавесине. Уроки проводятся либо в филармонии, либо в музыкальном колледже, для этого в колледже есть электронный репетиционный орган. Немногие знают, что у нас в Белгороде на самом деле два органа.

Студенты уже дали три концерта в белгородской филармонии. Один из них состоялся в декабре. Вход на него был открыт для всех желающих, и у нас был аншлаг. Зрители оставили множество восторженных отзывов.

У этих ребят такие возможности, которых не было у меня и у многих музыкантов России. Я даже рискну сказать, что нигде в России такого больше нет, чтобы филармония так тесно сотрудничала с вузом и предоставляла возможность для практики.

О «ножной» технике

Это один из видов органного исполнительства. Педальная техника специально развивается, но при этом не является в концертах главной. Мне хотелось сделать эксперимент и продвинуться немного вперед в плане исполнения, только с использованием ног. Так появилась моя программа «Виртуозная педаль», в которой весь концерт главенствует педальная клавиатура. Всё это смотрится действительно очень интересно, это напоминает педальный балет, публика всегда встречает такие номера бурными аплодисментами, поэтому обычно в каждый концерт я вставляю одно-два произведения для исполнения ногами. Многие композиторы специально пишут для органной педали, чтобы выразить драматизм, показать большую глубину музыкального произведения. Мои программы содержат как сочинения других композиторов, так и собственные произведения и переработки.

О передвижных колоколах

Я считаю, мобильный карильон, которым располагает Белгород — это наша гордость. Обычно колокола устанавливаются на башнях, на ратушах, звонницах, они стационарные, и чтобы услышать карильон, людям надо приходить в определённое место. Мы же обладаем уникальной возможностью возить звон колоколов в различные точки города и области, а в будущем, возможно, в различные точки России и ближнего зарубежья.

Вместе с карильоном в Белгород пришла традиция уличных воскресных концертов, когда люди приходят, садятся на лавочки и просто наслаждаются колокольным звоном. Это настоящие праздники, которые доступны всем горожанам, гуляющим в парке Победы в 13:00 в воскресенье.

О клавесине

Ещё один старинный представитель клавишных инструментов — клавесин — тоже есть в белгородской филармонии. Он появился за год до органа и долго молчал. Однажды я посодействовал тому, чтобы клавесин был перенесён в органный зал, сам его настроил, кое-какие детали починил, подтянул, и оказалось, что инструмент прекрасно звучит в акустике органного зала, подходит к интерьеру, вписывается в концертные программы. Там клавесин получил второе рождение. И в каждом концерте теперь хотя бы один-два номера я исполняю на этом инструменте.

Об экспериментах

Большая часть номеров в моих программах обычно вращается вокруг традиционного органа. Однако в каждый концерт я стараюсь включать различные эксперименты, расширяющие границы традиционного понимания органа как академического инструмента. К примеру, на прошедшем в декабре концерте, посвящённом Дню рождения органа, у нас был балет. Под аккомпанемент органа и виолончели танцевала студентка Белгородского института искусств и культуры. Это был «Лебедь» Камиля Сен-Санса, и это было невероятно красиво.

Тогда же мы впервые использовали проекционное шоу. Здесь нам помог Вадим Радченко и его коллеги, которые соединили органную структуру, органный фасад, органную музыку и световые эффекты. Когда в полной тьме раздавался живой голос инструмента, происходили визуальные трансформации органа, это заставляло трепетать изнутри, будоражило воображение.

Я думаю, на этом мы не остановимся. В следующий День рождения органа будет что-то подобное. Есть идея сделать живое рисование песком на стекле, которое будет транслироваться под органную музыку на экране.

Беседовала Елена СТАРОСТОВА
Подготовила Алина БОРИСЕНКО

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Цинкер Л., 08 июня 2015:

    Испытываю большое чувство гордости, что у нас в стране есть такой музыкант! Желаю огромных успехов Тимуру в его творчестве!!!

  2. Елена, Строитель, 07 июня 2015:

    Браво!!!! Тимур, Вы - наша гордость!!!

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору