Предстоящие мероприятия




Чебоксары
20 января 2018

Самара
26 января 2018


Читайте на эту же тему







Поющий звук гобоя концертмейстера Табульдиной

Добавлено 03 мая 2017

Граф Муржа (скрипка), Алексей Балашов (гобой), Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан

В нынешнем сезоне Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан отмечает свое 25-летие. И на протяжении четверти века «Вечёрка» пристально следит за творческими судьбами музыкантов замечательного коллектива, рассказывая о дирижёрах, пианистах, скрипачах, флейтистах НСО…

А вот исполнители на таком деревянно-духовом инструменте, как, например, гобой, доныне находились в тени своих собратьев-музыкантов. А зря…

Гобой — духовой инструмент, присутствующий в любом симфоническом оркестре, но далеко не каждый знаток музыки сможет различить его в звучании tutti. Говорят, для того чтобы владеть гобоем в совершенстве, одной лишь техники мало, надо постичь тонкости этого инструмента, пробовать разные способы, возиться с ним, играть, как с ребенком, ухаживать, найти общий язык… Тайнами своей любимой профессии (и не только) с нами поделилась концертмейстер группы гобоев Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, заслуженная артистка Башкортостана, гобоистка Ирина Табульдина. Среди ее недавних выступлений — Концерт для двух гобоев, струнного оркестра и basso continuo ре минор Антонио Вивальди и проникновенное развёрнутое соло гобоя во второй части симфонической сюиты «Шехеразада» Римского-Корсакова на концерте-открытии Международного музыкального фестиваля, посвящённого 25-летию коллектива.

…Её отношения с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан начали складываться в 1995 году. Еще будучи студенткой третьего курса Уфимского государственного института искусств, она прослушалась на место второго гобоя. Тогда коллектив, именуемый оркестром телерадиокомпании «Шарк», из числа студентов и выпускников российских консерваторий набирал основной состав. Слушая Концерт для гобоя с оркестром До мажор Гайдна, члены комиссии даже не догадывались, что музыкальную школу в Сибае, где в те поры жила семья Табульдиных, Ирина закончила по классу фортепиано, а Оренбургское музыкальное училище (ныне — Музыкальный колледж Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей) как флейтистка. Играла ярко, уверенно, в стиле композиторов-классиков. И сцены абсолютно не боялась, может быть, потому, что первое сольное выступление состоялось ещё в шестом классе музыкальной школы — девочка, впервые приехав в Уфу, да ещё и на Республиканский конкурс юных композиторов Башкирии, убедительно сыграла для комиссии свои четыре пьесы для фортепиано и заняла третье место. Годы спустя придут победы на Международном музыкальном фестивале-конкурсе «Надежды. Таланты. Мастера» в болгарском Добриче, овации слушателей в Испании, Швейцарии, Таиланде…

При ее поступлении в Уфе педагоги посоветовали присмотреться к гобою и вручили инструмент ленинградской фабрики из… пластика. Так появился инструмент Судьбы и любимый педагог по специальности, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор Уфимского государственного института искусств Эдуард Гайфуллин.

Несколько лет спустя на старших курсах УГИИ Ирине посчастливилось заниматься и выступать на гобое известной французской фирмы Buffet. Изготовленный из чёрного африканского дерева, инструмент обладал красивым выразительным звуком. Не раз на уроках Эдуард Зюферович повторял: «Игра на духовом инструменте — это вокальное дыхание и штрихи, как на струнных смычковых инструментах». Действительно, игра на гобое требует поставленного вокального дыхания. Достигнешь этого — будет подвластен любой репертуар — оркестровый, камерный, сольный.

На пятом курсе института искусств Ирину пригласили в симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета помощником концертмейстера Любови Садыковой. С того времени в репертуар ее вошли «бессменные хиты»: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова…

В 2000 году, видимо, как многим студентам-пятикурсникам, Табульдиной не захотелось расставаться со студенчеством. Получив диплом об окончании УГИИ, Ирина, не задумываясь, поступила в аспирантуру, которую заканчивала в классе профессора, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Зуфара Зиятдиновича Хаматдинова. Переняв бесценный опыт от своих прекрасных учителей, посчитала, что пора передавать его другим. Начала преподавать по классу гобоя в Среднем специальном музыкальном колледже и институте искусств. И сегодня внимательно наблюдает за судьбой своих учеников: например, Людмила Михайлова давно живёт и выступает в Цюрихе, Алина Фархутдинова — в Казани, дирижёр Национального симфонического оркестра Р Б Камиль Абдуллин ныне успешно работает и как композитор кино, а с Сашей Ушаковой, помощником концертмейстера НСО, недавно сыграли Двойной концерт Вивальди.

В годы обучения в аспирантуре Ирина побывала в Москве, в творческой командировке. В легендарной «Гнесинке» познакомилась с профессором Анатолием Любимовым — известным российским гобоистом, солистом знаменитого ГАСО под управлением Евгения Светланова. Судьба свела и с профессором Иваном Федоровичем Пушечниковым, «папой русского гобоя», как его называют музыканты. Ведь у него учились многие потрясающие гобоисты, например, Алексей Огринчук, Александр Крылов, Пётр Федьков, Евгений Изотов. Кстати, Пётр несколько раз выступал в Уфе с Национальным симфоническим оркестром РБ, давал мастер-классы. По признанию Ирины, в 2012 году он помог приобрести три гобоя и английский рожок фирмы Fossatti для нашего НСО. Сам ездил в Париж и выбирал.

Интересно, что многие столичные солисты, выступая с нашим оркестром, потом заводят дружбу с музыкантами «симфонии». Например, московский гобоист Алексей Балашов, побывавший в Уфе по приглашению главного дирижера оркестра Раушана Якупова, теперь помогает в поиске редких нот, предлагает трости для гобоя. Только профессионалы-гобоисты знают, что успех концерта на восемьдесят процентов зависит от трости, одной из деталей гобоя, состоящей из двух вибрирующих пластинок, которые изготавливаются мастерами вручную. Одним из «поставщиков» тростей в Уфу стал мастер, артист симфонического оркестра Мариинского театра Георгий Романашин.

…Она уже 22 года в оркестре, 10 из них — на должности концертмейстера… Много что исполнено, много что вспоминается… Бесконечные занятия, бессонные ночи перед сольным концертом, слёзы радости после… Помнится, как однажды, после исполнения сюиты из балета «Любовь и смерть» Рустэма Сабитова, приглашённый московский дирижёр Владимир Зива за развёрнутое соло гобоя Ирине лично подарил букет роскошных цветов, а скрипач Граф Муржа, исполняя в Уфе Скрипичный концерт Брамса, потом признался, что заслушался соло первого гобоя. Это ли не есть убедительный довод для того, чтобы заниматься на таком невероятно сложном инструменте, как гобой?! И любить его…

Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


vechufa.ru/culture…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору