Программа развития музыкального образования поможет повысить его качество и привлечь детей к музыкальному творчеству

Добавлено 18 февраля 2015

Министерство культуры РФ разработало программу развития системы российского музыкального образования на 2015–2020 годы. Ее авторы уверены, что реализация документа поможет сохранить уникальную трехступенчатую подготовку музыкантов, которая начала формироваться в России еще в XIX веке.

Глава Департамента по науке и образованию Минкультуры России Александра Аракелова: «Первоначальный вариант программы появился еще год назад, тогда он был направлен на согласование ректорам профильных вузов, а затем в субъекты РФ. С учетом полученных предложений документ доработали, и надеемся, что в конце этого года будут первые результаты, связанные с его реализацией».

Александра Аракелова подчеркнула, что основная цель программы — сохранить уникальную поэтапную подготовку музыкантов, которой нет ни в одном государстве (за исключением бывших союзных республик): «Сначала идет музыкальная школа, потом — музыкальное училище, далее — консерватория или другой вуз искусств, то есть в России учатся 17–19 лет, чтобы стать музыкантом. Поэтому среди основных задач программы — повышение качества музыкального образования и привлечение как можно большего количества детей к музыкальному искусству. Если раньше, в советскую эпоху, почти в каждой общеобразовательной школе был хор, проводились смотры хоров, то сейчас эта традиция ушла, а предмет „музыка“ в большинстве общеобразовательных школ превратился в прослушивание музыкальных произведений с беседами о музыке. Ушла творческая составляющая, дети перестали петь, играть на музыкальных инструментах, исчезли детские хоры и инструментальные ансамбли. Мы решили эти традиции для детей возродить, для этого совместно с Минобрнауки будут приняты конкретные меры по решению этой весьма важной для страны задачи».

Глава департамента также напомнила, что уже разработана общеобразовательная программа по учебному предмету «музыка» с определенными к этому предмету требованиями и задачами: «В 2014 году она проходила апробацию в ряде школ 15 регионов России, и полученные результаты будут учтены при разработке этих требований. Сейчас к программе разрабатывается методическое обеспечение».

Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Кроме того, на базе ведущих вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.

Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.

В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.

Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. «В большинстве региональных и муниципальных образовательных организаций не обновляется парк музыкальных инструментов, не выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских мероприятий», — отмечается в тексте программы.

Для справки:

Система российского музыкального образования развивалась в двух направлениях. Первое связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи трех этапов обучения — в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств и культуры), а также двухступенной модели — средние специальные музыкальные школы и хоровые училища — музыкальный вуз (консерватория, вуз искусств).

Основа трехуровневой подготовки профессиональных музыкантов была заложена в конце XIX века. Эта модель сохранена, развита и приобрела общегосударственное значение в советский период.

Второе направление связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству и получило наибольшее развитие во второй половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети клубных учреждений. Тогда детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли были массовым явлением.

mkrf.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору