Предстоящие мероприятия










Читайте на эту же тему







Пространство гармонических чудес

Добавлено 24 декабря 2014

Алексей Курбатов (фортепиано, композитор), Хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Юрий Башмет (альт, дирижер), Орловская филармония

Замечательные концерты организовала в декабре Орловская государственная филармония. В Орле выступили Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель — народный артист СССР Юрий Башмет) и Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова. Уникальный вечер «Эволюция сонаты» прошел благодаря деятельности известного молодого московского композитора и пианиста, лауреата международных конкурсов Алексея Курбатова.


Classika viva!

Действительно, да здравствуют неувядаемые классики мировой музыки — Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Моцарт, Россини, Пуччини, Бизе, Верди, Оффенбах! Собранные вместе увертюры и арии из бессмертных опер и оперетт вдохновляли на самое доброжелательное прослушивание. Оркестром управлял главный дирижер Кремлевского балета Игорь Разумовский. Его дирижерская палочка вдохновенно парила над оркестрантами. Мощная творческая харизма маэстро создавала атмосферу акустического праздника. Что-то порывистое и одновременно нежное прослушивалось в стройных рядах звуков оркестрального «марафона». Великолепный баланс всех струнных и оркестровых групп. Чистота интонации. Высокая культура звукоизвлечения у каждого музыканта. Сплоченная команда талантливых профессионалов радовала слух.

Объездив весь мир, «Новая Россия» всегда и везде удостаивалась самых высоких похвал — даже такой не склонной к восторженным комплиментам газетой, как «Нью-Йорк Таймс»: «… Российский симфонический оркестр — молодой коллектив (средний возраст — 30 лет). Однако может быть также опытен и глубок, как его музыкальные корни. Молодость его музыкантов опровергается такой насыщенностью звука, глубиной и точностью, которая приходит с годами долгой сценической жизни…»

Вокальные приношения

С оркестром выступили хорошие столичные вокалисты. Ария Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» у солистки Большого театра, лауреата международных конкурсов Александры Гришкиной (меццо-сопрано) — вокальная исповедь мятущейся души. Эстафету страстных эмоций подхватил коллега Александры по Большому театру — заслуженный артист России Роман Муравицкий (бас). В ариях Германа из «Пиковой дамы» Чайковского и Отелло из одноименной оперы Верди певец «вбросил» в зал огромный накал чувств. Солистка Московского академического театра оперы и балета имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ирина Ващенко (сопрано) в арии Лизы «У канавки» из «Пиковой дамы» Чайковского и арии Леоноры из «Силы судьбы» Верди с изящной легкостью преодолевала сложности этих партий. Опытный певец, народный артист России Алексей Мочалов (бас Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского) получил благодарные аплодисменты слушателей и за арию Дона Базилио («Севильский цирюльник» Россини), и за романс «Ямщик, не гони лошадей». Звучали и другие классические произведения. Оркестрово-вокальный праздник завершился оптимистичной «Застольной» из «Травиаты» Верди, с радостью исполненной всеми солистами и оркестром.

Трансцендентный музыкант

Вечер «Эволюция фортепьянной сонаты» Алексея Курбатова вызвал во мне потрясение. Открылось пространство настоящих гармонических чудес. Семь сонат Скарлатти, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Скрябина, Метнера словно оторвали аудиторию от земной почвы и перенесли туда, где, действительно, властвует трансцендентное. Но тут, в этой ирреальной непостижимости, становится доступным чувственное понимание музыки как храма доброты, тревоги, радости, величия.

Исполнительский дар 31-летнего Алексея Курбатова, воспитанника Московской консерватории (класс профессора Михаила Воскресенского), постоянно востребован в городах России и в десятках странах мира. Он наполняет души внимающих музыке космической свободой. Артист играет глубоким и красивым звуком, улетающим в заоблачные выси и возвращающимся к нам из галактического далека. Виртуозная техника пианиста похожа на богатое многочисленными орнаментами ювелирное изделие. Особенно это ощущается в исполнении двух маленьких сонат Скарлатти — «прадедушек» сочинений этого жанра. Сонаты Моцарта и Гайдна (1784 и 1794 годов), отличающиеся от скарлаттиевских иной формой и содержанием, воспринимаются как акустические переклички с нынешним веком. Их возвышенность одновременно тепла и тревожна. Соната Бетховена «Аврора» (1804 год), которую Алексей сыграл с космическим вдохновением, поднимает слушателя к звездам.

Музыкант бережно относится к нотным текстам классиков. Например (в отличие от других коллег), в третьей части «Авроры» использует сплошную, безотрывную педаль, понимая, что не из-за своей глухоты гениальный автор написал именно так, а не по-иному. Бетховен выразил в своей музыке услышанный разумом земной и потусторонний «хаос». Его послание воспринято пианистом двадцать первого века.

Музыка сонат Скрябина (1913 год) и Метнера (1914 год) наполнена эмоциональными предчувствиями трагедий двадцатого века. Они сполна прозвучали на концерте. Когда затихали последние аккорды, пианист интересно и образно рассказывал об эволюции фортепьянной сонаты: от одночастной формы эпохи Скарлатти к трехчастной моцартовского периода — и вновь к одночастной в начале прошлого века. Просветитель и музыкант по призванию, Алексей Курбатов — редкое явление в культуре и искусстве России.

Первые композиторские пробы Алексея состоялись в… пятилетнем возрасте. В шесть он сочинил музыку к балету. К четырнадцати годам стал автором множества произведений для оркестра и солирующих инструментов. Сейчас список его композиторских работ заметно расширился. Создана и нетривиальная опера «Черный монах» по мотивам повести А. П. Чехова.

Шведский дирижер Алан Бурибаев так говорит о российском композиторе: «… Порой эмоциональные контрасты поражают своей полярностью. Например, яркие, взрывчатые волны музыки „v. A.L.I.S“ внезапно сменяются почти оцепенелыми, потусторонними, но в тоже время безумно красивыми и печальными звуками другой реальности».

Оставил свой отзыв о любимом ученике и Тихон Николаевич Хренников: «Музыка молодого талантливого композитора Курбатова очень русская по духу. Это тем более ценно, что в наше время национальное начало нередко нивелируется в творчестве современных художников».

Акапельное счастье

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова будто бы на крыльях счастья прилетела в наш город. Этот певческий ансамбль, где каждый голос, как чистейший бриллиант высокой пробы, взывал к Богу. Величественный покой «Всенощного бдения» Рахманинова. Прозрачное «Зимнее утро» из цикла «Пушкинский венок» Свиридова. Небесное «Да святится имя Твое» Щедрина. Сияющий «Восход солнца» на стихи Тютчева и драматический хоровой монолог на стихи Полонского «Развалину башни, жилища орла…» Танеева. Репертуар духовных и светских песнопений капеллы грандиозен. В нем отразились три века русской хоровой музыки.

В этом «вокальном океане» сердца слушателей сопереживали трагизму старинной песни «Степь да степь кругом», где солировал обладатель уникального баритона, артистичный Александр Воробьев, и радовались юморным «Стрекотуньи-белобоки».

Концертная программа хора воспринималась как тщательно отрепетированное, но все же откровение, рожденное сию минуту. Высший пилотаж вокального искусства. Все хоровые шедевры, созданные художественным руководителем капеллы, учеником А. А. Юрлова, заслуженным деятелем искусств России Геннадием Дмитряком и его сподвижниками, запомнятся надолго.

Виктор Евграфов

www.vestnik57.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору