Предстоящие мероприятия









Читайте на эту же тему







Публику ждет настоящее «пиршество музыки»

Добавлено 06 мая 2015

Свердловская филармония, Денис Мацуев (фортепиано)

Свердловская филармония отмечает юбилей Чайковского

Александр Колотурский © Донат Сорокин/ТАСС
Текущий год проходит под знаком 175-летнего юбилея великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. О том, какие сюрпризы подготовили уральские музыканты для своих слушателей, а также о международных фестивалях, которые пройдут в Екатеринбурге в этом году, ТАСС рассказал Александр Колотурский — директор Свердловской филармонии, лауреат Государственной премии РФ, Заслуженный работник культуры РФ, член Совета по культуре и искусству при президенте России, лауреат премии губернатора Свердловской области в сфере литературы и искусства за 2014 год.

— Александр Николаевич, что запланировано Свердловской филармонией к юбилею Чайковского? Как будете отмечать 7 мая?

— Я считаю, что Петр Ильич Чайковский достоин более широкого праздника, чем просто день рождения 7 мая. Поэтому, когда был подписан указ президента о праздновании юбилея композитора, мы как раз хотели сделать так, чтобы творчество Чайковского, его музыка, дошли до каждого человека, до сердец всех людей в Свердловской области. Даже до тех, кто обычно не слушает классику.

Мы вдруг обнаружили, что очень мало людей здесь знает, что Петр Ильич Чайковский был причастен к нашей уральской земле, к нашей природе, к нашим традициям, что он жил в Алапаевске. И в своей первой биографии на немецком языке даже написал: «Я родился на Урале…». Об этом мало кто знает. И это одна из миссий нашей филармонии — не только играть как можно больше музыки Чайковского, но и рассказать людям о нем и его творчестве. Дать им почувствовать сопричастность. Дать повод гордиться той землей, той страной, где родился и вырос один из величайших композиторов мира. Поэтому подготовку к празднованию 175-летия мы начали еще в прошлом году.

Мы выпустили 14 серий видеожурнала «Чайковский ближе, чем ты думаешь», в которых самые разные люди, актеры, музыканты, деятели искусства говорят о своем отношении к Чайковскому и о влиянии его музыки на их жизнь и творчество. Мы наладили контакт с региональным министерством образования и договорились о том, чтобы каждый ребенок, каждый школьник за время своей учебы обязательно посетил Дом-музей композитора. Эта работа уже началась, экскурсии пошли.

6 ноября 2014 года, в День памяти композитора (П. И. Чайковский умер 6 ноября 1893 года) в Свердловской области впервые прошел «День музыки Чайковского» — 300 мероприятий в этот день одновременно состоялись в большинстве муниципалитетов региона, а музыка звучала во всех наших филиалах — без малого в 30 залах по всей области. И это наш вклад в популяризацию его творчества.

Естественно, должна быть и финальная точка. Это наша дань уважения гражданину России и Уральской земли — Петру Ильичу Чайковскому. Поэтому, 6–7 мая 2015 года в Екатеринбурге и Алапаевске пройдет Фестиваль П. И. Чайковского. В Свердловской филармонии прославленный российский пианист Денис Мацуев впервые в Екатеринбурге сыграет все три концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, в том числе незавершенный Третий. 7 мая, непосредственно в день 175-летия Петра Ильича Чайковского Мацуев сыграет эту же программу в Москве и в Клину. Это будет настоящее пиршество музыки. Мы даже программу назвали «Торжество». А 7 мая, непосредственно в день 175-летия Петра Ильича Чайковского Мацуев сыграет эту же программу в Москве и в Клину. В Алапаевске 7 мая пройдут торжественные мероприятия в рамках III Фестиваля П. И. Чайковского.

— В сентябре 2015 года Вы впервые привезете в Россию крупнейший международный музыкальный фестиваль «Безумные дни». Что это за мероприятие и каковы его главные особенности?

— У фестиваля «Безумные дни» — «La Folle Journee», который проходит по всему миру уже больше 20 лет, а мы имеем восьмилетний опыт участия в нем с нашим Уральским академическим филармоническим оркестром, есть особая миссия: он направлен на тех людей, которые не ходят в концертные залы. Конечно, нам грех жаловаться — наш зал всегда заполнен публикой, но эта публика специальная, подготовленная. И это очень небольшая часть жителей нашего города — максимум два-три процента. А остальных как-то тоже надо привлекать и приучать к музыке, воспитывать. Так что это продолжение линии, в которой мы делали так называемые «Доступные концерты». Как раз для тех, кто филармонии никогда не был.

Удастся нам это? Не удастся? Этого я еще не знаю… Ведь все фестивали в мире идут в одном большом центре, где есть пять-шесть концертных залов под одной крышей. А мы вынуждены делать фестиваль в пяти различных зданиях. В Екатеринбурге, да и в России, пока просто нет таких мощных музыкальных центров. Если бы они были, «Безумные дни» уже давно проходили бы в нашей стране. Поэтому нам пришлось очень долго вести переговоры с французскими продюсерами, создателями фестиваля, убеждать, что это можно сделать и в разных зданиях. На это у нас ушло шесть лет. И вот теперь фестиваль впервые в России пройдет в Екатеринбурге.

— Сколько солистов и оркестров филармония пригласила на фестиваль? Сколько концертов ожидает слушателей?

В Нанте, где зародился и уже 21 год проходит этот фестиваль, за пять дней проходит 356 концертов, на которые приходит более 145 тысяч зрителей. Там одновременно участвует 1600–1800 музыкантов. Конечно, мы не могли себе позволить начинать с таких масштабов. У нас все чуть скромнее — около 300 музыкантов из разных стран. Концерты будут идти практически нон-стоп с утра и до самого вечера: 60 концертов за три дня в пяти залах.

— Еще одно серьезное музыкальное событие этого года — Международный фестиваль «Евразия» — какова тема нынешнего форума? Кто станет его гостями?

— У нас очень большая глубина планирования. Мы уже вовсю собираем программу фестиваля 2017 года («Евразия» проходит по принципу биеннале — раз в два года — прим. ТАСС). А в этом году фестиваль будет продолжаться 10 дней. Мы ждем около 300 участников из самых разных стран мира. Тема — соединение Европы и Азии, соединение континентов, но есть и подзаголовок: «Средиземноморье». Это ведь колыбель цивилизации, поэтому приедут музыканты из Италии, Египта и других средиземноморских стран.

Фестиваль «Евразия» — это позиционирование Свердловской области, как одного из самых заметных культурных центров на карте мира. Поэтому будет несколько мировых премьер музыкальных произведений, написанных композиторами специально к фестивалю Уральского оркестра. Это обычная практика больших международных фестивалей. Среди них и всемирно известный японский композитор Тосио Хосокава, и россиянин Антон Батагов.

— Александр Николаевич, расскажите о зарубежных гастролях ваших музыкантов. Каких договоренностей вы достигли в ходе недавней встречи с делегацией Харбина? Куда поедут уральцы?

— Первая наша делегация отправится в Харбин уже в сентябре 2015 года на Неделю российской культуры в Китае. Там будет участвовать наш струнный квартет и кто-то из солистов. А в следующем году мы планируем гастроли Уральского государственного филармонического оркестра на очень престижном музыкальном фестивале «Харбинское лето». Также в 2016 году мы поедем во Францию и Японию, где примем участие в «Безумных днях» — «La Folle Journee». Планируются, но пока не подписаны контракты на первое в истории нашего оркестра выступление в Вене. В планах — Венгрия и Германия.

tass.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору