«Рахлинские сезоны»: американский дирижер за пультом и французское «Море»

Добавлено 16 апреля 2015

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, ГБКЗ имени Сайдашева, Александр Сладковский (дирижер)

Публика не отпустила итальянскую скрипачку со сцены просто так, без ПаганиниV международный фестиваль «Рахлинские сезоны» открылся накануне вечером в ГБКЗ им. Сайдашева. Его автор, худрук Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский вновь пригласил известных музыкантов, правда, сам на открытии не присутствовал. Побывавшая на пресс-конференции и на самом концерте корреспондент «БИЗНЕС Online» наслаждалась музыкой Дебюсси и выясняла, куда же делся маэстро.


ПЯТЫЙ, ТРАДИЦИОННЫЙ

В этом году гостями ставшего традиционным международного музыкального фестиваля, посвященного основателю ГСО РТ Натану Рахлину, стали дирижер Мариинского театра Гавриэль Гейне, итальянская скрипачка, финалистка международного музыкального конкурса им. Паганини Франческа Дего и главный дирижер Teatro Municipal в Сан-Паулу Джон Нешлинг. Это далеко не полный перечень приглашенных на пятые «Рахлинские сезоны» музыкантов, но именно они присутствовали на прошедшей перед началом феста пресс-конференции. Правда, отсутствие на ней руководителя ГСО РТ Александра Сладковского, придумавшего «Рахлинские сезоны», также вызвало определенный интерес. Как выяснилось, вечером 15 апреля маэстро дирижировал на завершающем концерте европейского тура Российского национального оркестра в Мюнхенской филармонии вместо Михаила Плетнева. «Александр Витальевич вызван туда в срочном порядке, — сообщили в ГСО РТ. — У Плетнева скончалась мама, и он не нашел в себе сил закончить тур».

Что же до общения с журналистами, то первый вопрос был адресован очаровательной итальянке Дего, которая открывала фестиваль, так как скрипачка спешила — ей необходимо было подготовиться к концерту, начинавшемуся через час с небольшим. Ее спросили о том, что она думает о программе нынешнего фестиваля и своем будущем выступлении. «Поскольку я итальянка… моя жизнь была очень часто связана с творчеством Никколо Паганини, — оответила она. — Было записано несколько СD-дисков, где я играла его произведения. Тем не менее меня начали увлекать и менее известные итальянские композиторы, мне стало интересно их творчество. И мне очень приятно презентовать именно концерт Вольфа-Феррари за пределами Италии. Он был написан до 1946 года, хочу сказать, что в этом концерте, с одной стороны, присутствуют элементы, напоминающие нам о тяжелых временах военной эпохи, с другой стороны, в нем присутствует романтика, которая напоминает нам о постоянном присутствии любви». Итальянка также добавила, что этот концерт был написан для молодой скрипачки, которой была как раз примерно только же лет, сколько Дего.

Бразилец Нешлинг рассказал о композиторах, чьи произведения он исполнит на «Рахлинских сезонах» во второй и третий фестивальные дни: «В Казани я представлю произведение бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса — это великий композитор. Я буду представлять его произведение „Бразильская бахиана № 4“. А Камарго Гварнени, которого я также представлю здесь, — это современник Вилла-Лобоса, он тоже творил в XX веке. К сожалению, если их сравнивать, Гварнени отдавали меньше внимания. Если Вилла-Лобос — большой мечтатель, то Камарго Гварнени — это, скорее, академист, человек, который ориентирован на академические образцы… Это одни из основателей американской композиторской школы».

НЕМЕЦКИЕ МЕЛОДИИ С ИТАЛЬЯНСКИМ МЕЛОДИЗМОМ

Первое отделение стартового дня фестиваля открывалось Концертом для скрипки с оркестром немецко-итальянского композитора XX века Эрманно Вольфа-Феррари, известного в основном благодаря своим комическим операм, которое исполнялось в Казани впервые. Накануне концерта американский дирижер Гейне поделился впечатлениями о композиторе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Когда в программе фестиваля я увидел имя композитора Вольфа-Феррари, мне стало так интересно. Я никогда не дирижировал его произведения. Даже не слышал их, если честно, — говорит Гейне. — У Эрманно Вольфа-Феррари, конечно, очень интересная музыка. Она итальянская, но там звучат и немецкие мелодии. Понятно, что человек очень любил Бетховена, однозначно. Но мелодизм там совершенно итальянский. В общем, какая у него фамилия (немецко-итальянская — прим. ред.), так звучит и его музыка».

Произведение Вольфа-Феррари в сопровождении ГСО РТ исполнила скрипачка Дего. Прелестная итальянка с первых тактов покорила сердца казанской публики. Высокая, стройная, в красивом черном платье, она так грациозно и легко держалась на сцене. Публика не отпускала итальянскую скрипачку очень долго. Ей пришлось два раза выходить на сцену и на бис сольно виртуозно исполнить Паганини.

Не остался без внимания и дирижер Мариинского театра Гейне, чья улыбка была отмечена дамами преклонного возраста. «Ах, американец, как хорош», — перешептывались гости вечера между собой во время антракта.

Во втором отделении оркестр сыграл произведение французского композитора Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Эта симфоническая поэма в 1912 была выбрана в качестве музыкального сопровождения в одноактном балете, премьера которого состоялась году в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева. Это первое произведение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль.

Также в завершение вечера прозвучало «Море» — три симфонических эскиза француза. Это самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси. Подлинная популярность к произведению пришла лишь спустя пять лет после написания, когда на концерте композитор сам управлял оркестром, исполнявшим его произведение. Это был его дирижерский дебют. А на следующий день состоялась свадьба Дебюсси и его жены Эммы Моиз, которой было посвящено «Море». Что же до казанской публики, то она была довольна музыкальным вечером, даже если и не слышала об этой романтической истории.

Эльвира Самигуллина
фото: Любовь Симонова
www.business-gazeta.ru (видео)

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору