Рефлексии о потерянном рае

Добавлено 21 декабря 2014

Дуэт «Виолончелиссимо»

«Все 19 лет нашей концертной практики нас занимает эта оппозиция: барокко — авангард, — пояснил мне Вадим после концерта. — Играть старинные произведения нам интересно с восстановлением аутентичной манеры исполнения, с использованием музыкальных инструментов соответствующей эпохи, с соблюдением канонов ее эстетики. Мы много работали в архивах Германии, Швеции. Нашли около 700 практически неизвестных старинных партитур! Например, в городе Дармштадте — произведения Фридриха Карла, графа Эрбаха: 1736 год. Мы их исполнили. Или, вот: композитор Джон Хингстон, — обучал музыке дочерей Кромвеля; пережил английскую революцию и еще благополучно работал при возобновленной монархии. Имя его в энциклопедиях не найдете».

Концертную программу «Храмы и серенады» представил 10 декабря в Кирхе лауреат международных конкурсов дуэт «Виолончелиссимо» (Ольга Веселина, виолончель, Вадим Ларчиков, виолончель и виола да гамба).

В этот раз с Ольгой и Вадимом выступила и шестилетняя Лиза Веселина-Ларчикова: как вокалистка. У дуэта активные гастроли в Украине и в Европе: Польша, Франция, Испания — полтора месяца только что минувшей осени. Но 2014 год отмечен и активизацией концертных программ дуэта в Одессе. Отслеживая в интернете афишу, я заметила: дуэт обратился к старинной музыке, к эпохам барокко и классицизма.

Концерты дуэта стали теперь не только праздником музыки, но и просветительской акцией. Вадим Ларчиков перемежает музыкальные номера экскурсами в историю музыки, в особенности музыкальных стилей. В этот вечер его темой было — сопоставление музыки и архитектуры как слышимого и зримого воплощения гармонии.

Гармония: как измеряется, чем выверена? Измерена, но… задним числом. В конечном счете, это «нечто данное в ощущениях», а ощущения субъективны. В концерте «Виолончелиссимо» сладчайшие созвучия осьмнадцатого столетия перемежаются с музыкальным беспокойством рубежа XX–XXI веков. Знаете, «авангард» я бы диагностировала как беспредел интеллекта. Композитор занят тем, что ищет звуковой, вне-словесный, эквивалент сложным движениям мысли, и не факт, что эквивалент окажется «музыкальным» в свете классического представления о гармонии.

…И тут Вадим заговорил к публике о гармонии: о Йозефе Гайдне. О его песнях на стихи шотландских поэтов: о светосиле этой музыки, о цельности мироощущения той эпохи, о чистой ауре ее искусства. А затем виолончельный дуэт столкнул — или сопряг?.. — «серенады» Гайдна и нашего современника, «шестидесятника» Валентина Сильвестрова.

И последовал вокал: тот прелестный, спонтанный, необработанно-нежный детский тембр, которым только и можно спеть баллады со словами: «Свидетель счастья прежних дней, ты знала друга моего», — или: «Мой друг — известный всем стрелок». Отменно было спето, так что в публике кричали «браво». Что замечательно: пел, вроде бы, один девчачий голос, а на самом деле — дуэт: Лизы Веселиной-Ларчиковой и 10-летней Маши Терещенко, ученицы детской оперной студии при Музыкальной академии. Идеальный унисон!

…Снова современность: Барри Гай — «храм Космоса», как определил этот опус Вадим Ларчиков, пояснив, что его идея рождена из теории астрофизики о «черных дырах».

Эксперименты-сопоставления дуэта «Виолончелиссимо», как видим, увлекательны и назидательны. Исполнительская культура дуэта — из явлений, делающих честь Одессе.

…А финальная простодушная молитва «Святий Миколаю, я тебе благаю», в исполнении Лизы Веселиной-Ларчиковой и Маши Терещенко, что ни говори, а внесла в мир еще толику гармонии.

Тина Арсеньева

№ 187 (10105) // 13 декабря 2014 г.

vo.od.ua

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору